Чудо шашки

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «__»______ ____ г.,
протокол № ___

Утверждаю:
Директор МАУ ДО
«Бабушкинский ДДТ»
_______________Ю.А.Лагерева
Приказ №___ от «__»
__________ г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность: физкультурно-спортивная
«Чудо-шашки»

Возраст учащихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 5 лет
Составила:
Шевелева Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Бабушкин, 2022

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа (модифицированная, на основе программы мастера спорта Еланова В.Г.)
предназначена для творческих объединений Домов творчества, кружков и секций
общеобразовательных школ, ДЮСШ, клубов и других внешкольных учреждений. Она рассчитана на
5 лет обучения и предусматривает теоретические и практические занятия по изучению игры в
шашки, участие в соревнованиях, судейство и общую физическую подготовку ребят.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-шашки» (далее Программа) реализуется в
соответствии с физкультурно-спортивной направленностью образования. В процессе изучения
шашечной игры, ребята приобщаются к настольным игровым видам деятельности человека,
культурному наследию своей страны и народов Мира. Благодаря этой простой и незатейливой, на
первый взгляд, игре, дети учатся ориентироваться в различных жизненных ситуациях, так, например,
в процессе занятий шашками, вырабатывается скорость мышления и принятия решений в непростых
ситуациях; этому способствуют цейтноты в игре (нехватка времени для продолжения партии) и
участие в блиц – турнирах (молниеносная игра). Через игру в шашки ребята учатся общаться в
официальной и неофициальной обстановке. Участие в соревнованиях формирует у детей чувство
ответственности за свою команду, класс, школу и т.д. Важным воспитательным моментом является
формирование у детей чувства собственного достоинства, этикета и уважения соперника, а не
достижения победы любой ценой! В процессе соревновательной деятельности, расширяется круг
друзей и знакомых, увеличивается кругозор ребёнка. В процессе освоения данной программы и
занятий шашками вообще, у детей повышается уровень развития памяти и внимания, логического
мышления и фантазии, вырабатывается терпение, трудолюбие, аналитические способности и
коммуникативные качества, ребёнок учится управлять своими эмоциями и побеждать чувство
страха.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых актах:



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
 Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО
«Бабушкинский ДДТ»
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что игрой в шашки человечество интересуется на
протяжении, примерно, 4,5 тысяч лет. Не ослабевает интерес и в наше время! Трудно найти семью, в
которой не знали бы о шашках. Для желающих попробовать свои силы в этой игре проводятся
различные соревнования и турниры. Для тех, кто всерьёз заинтересовался этой мудрой и красивой
интеллектуальной игрой предназначена эта программа, не претендуя при этом, на подготовку
чемпионов России и Мира. Надеюсь, что данная программа даст возможность тренерам с невысокой
квалификацией достигать неплохих результатов в работе с детьми. Однако в последнее время в
шашечном спорте произошли большие изменения, которые требуют обновления и в системе
подготовки шашистов.
1.3. Отличительные особенности программы Данная программа отличается от уже
существующих, направленностью на младший школьный возраст, а точнее, большей нагрузкой на
группы начальной подготовки. Это вызвано изменениями в проведении первенств России и Мира

среди юношей и девушек. Шашечный спорт за последние 10 лет сильно омолодился. Увеличилось
количество возрастных групп с 1 до 5. Если раньше было первенство России среди юношей и
девушек не старше 16 лет, то сейчас есть первенство России среди молодёжи не старше 23 лет, среди
юношей и девушек не старше 19 лет, не старше 16 лет, 13 лет, 10 лет! Количество участников
первенства России выросло с 32 человек до 600-700 человек! Поэтому малыши 2 года обучения уже
сейчас имеют знания, умения и навыки, которые раньше достигались через 3-4 года обучения! Для
достижения этой цели были пересмотрены требования к контрольным нормативам, почти всей
базовой и вариативной частям программы, уплотнился и увеличился график соревнований.
Количество часов, отведённых на теорию дебютов, сокращено в несколько раз! Это вызвано
стремлением научить спортсменов думать самостоятельно и серьёзно с самого начала партии, а не
надеяться на лёгкую победу в знакомом варианте. Серьёзное изучение теории дебютов в данной
программе отодвинуто на последний год обучения, а перед этим даются только общие представления
о выборе планов в тех или иных дебютных схемах. Освободившиеся часы отданы эндшпилю и
тактике. Происходит творческий процесс самоподготовки, прививаются научно – исследовательские
навыки. Для этого достаточно попросить ребят самостоятельно составить несколько задач на
пройденную тему. Набор в группы начальной подготовки желательно производить среди детей 6-8
лет. Однако нельзя пренебрегать и 13 – 14 летними, заинтересовавшимися ребятами. При наборе
детей на шашки, а так же в процессе занятий, на каждом году обучения, можно воспользоваться
тестом интеллекта Д. Векслера «СЧЁТ» для определения общего уровня развития памяти и
внимания. Для тестирования детей в начале, середине и конце каждого года обучения используется
авторский «Сборник контрольных заданий по шашкам» Еланова В.Г. Кабанский ДДТ 2017г.
Вид программы: модифицированная
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего
разностороннего развития личности учащегося, в процессе предлагаемой ему деятельности.
1.5. Целью программы является развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала
подрастающего поколения через изучение игры в шашки.
1.6. Задачи
Научить:
 Правилам игры;
 Учащихся теоретическим знаниям по шашечной игре
 Правилам проведения на соревнованиях и правилам турнирного поведения.
Развить:
 Развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества
личности;
 Навыки самодисциплины;
 Выдержку, критическое отношение к себе и уважительное к сопернику;
 Навык запоминания;
 Представление об окружающем мире.
Воспитать:
 Бережное отношение к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
 Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
 Формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания
сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,
сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д..
Валеологические:
 Использование кабинета шашек, подготовленного к учебному процессу в соответствии с
требованиями СаНПиН;
 Отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

 Активное внедрение оздоровительных моментов на занятиях: физкультминутки, динамические
паузы, гимнастика для глаз;
 Наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы;
 В перерывах: подвижные игры, настольный теннис;
 Охрана жизни и здоровья детей во время занятий, поездок и соревнований;
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Принцип набора и формирование групп: группы набираются из обучающихся общеобразовательных
учреждений, детских садов. Количество учащихся в группах: 10 – 12 человек
1.8. Формы занятий:
Групповая – при прохождении новых тем, при разборе партий и анализе позиций, при занятиях
общей физической подготовкой.
Индивидуальная – при подготовке и участии в соревнованиях, при закреплении пройденного
материала, при приёме контрольных нормативов. Каждое занятие имеет теоретическую и
практическую часть.
2. Объем программы: 540 часов (108 часов в год.)
Срок реализации программы составляет 5 лет.
Режим занятий 3 раза в неделю по 1 часу.
3. Планируемые результаты
В процессе освоения данной программы предполагается воспитание:
- квалифицированного шашиста, инструктора-общественника и судьи по шашкам.
- гражданина - патриота Родины, обладающего культурным и духовным наследием своего народа,
своей страны;
- человека, обладающего развитым интеллектом, вариативным и рациональным мышлением;
- человека, социально активного, строящего свои взаимоотношения с людьми на принципах
равноправия, понимания, толерантности;
- человека, компетентного в различных сферах деятельности, таких как: интеллектуальная, трудовая,
бытовая, культурно-досуговая, спортивная и соревновательная.
3.1. Планируемые результаты.
В конце первого года обучения обучающиеся должны знать: цель и смысл игры, историю
возникновения игры, основные правила игры, основные виды ничейных окончаний, простейшие
способы ловли дамки; уметь: ставить правильно доску для игры и шашки, играть партию от начала
до конца, играть в дамочном эндшпиле, производить взятие простой шашкой и дамкой.
В конце второго года обучения обучающиеся должны знать: историю развития шашечной игры в
Мире, виды шашечных игр в разных странах, правила игры в русские и международные шашки,
правила поведения на соревнованиях, основы позиционной игры, типовые удары и комбинации в
миттельшпиле, стандартные приёмы борьбы в эндшпиле; иметь основные понятия о развитии сил в
дебюте; уметь: играть с часами, правильно разыгрывать стандартные позиции в эндшпиле,
реализовывать большое преимущество в партии, проводить типовые удары и комбинации,
рассчитывать ходы в борьбе простых, правильно распределять силы по флангам в течение всей
партии. В течение второго года обучения обучающиеся должны принять участие в турнирах для
начинающих в своём населённом пункте, районе.
В конце третьего года обучения обучающиеся должны знать: историю развития игры в России,
старинные русские шашечные игры, правила игры в бразильские и англо-американские (чекерс)
шашки, виды и характер соревнований, шашечную нотацию и протокол записи партии, основы
стратегии и тактики в русских шашках, «треугольник Петрова» и другие стандартные окончания;
уметь: записывать партию в русских шашках, правильно разыгрывать коловые и тычковые позиции,
правильно ориентироваться в дамочном эндшпиле. Принять участие в районных соревнованиях.
В конце четвёртого года обучения обучающиеся должны знать: историю развития шашек в России
и СССР, творчество ведущих игроков Советского периода, шашечный кодекс России, системы

проведения соревнований, принципы разыгрывания и тактические возможности 6 косяковых и
гамбитных позиций, нестандартные приёмы и оригинальные планы в различных стадиях партии,
основные идеи дебютов: «кол», «тычок», «отыгрыш», «городская партия», «косяк Саргина»; уметь:
правильно разыгрывать вышеперечисленные позиции и дебюты, защищать трудные позиции, играть
в блиц и быстрые шашки. Принять участие в республиканских, областных, краевых соревнованиях.
В конце пятого года обучения обучающиеся должны знать: творчество ведущих современных
игроков России и Мира, компьютерные новинки и открытия последних лет, этюды и композиции –
шедевры шашечного творчества, основные планы и пути развития в дебютах: «кол», «обратный
кол», «тычок», «обратный тычок», «городская партия», «обратная городская партия», «косяк»,
«обратный косяк», «игра Каулена», «Центральная партия», «Ленинградская защита», «Киевская
защита», их некоторые отказанные системы, «жертва Кукуева»; уметь: анализировать свои и чужие
партии и позиции, правильно распределять время на партию, правильно рассчитывать свои силы на
длинной турнирной дистанции и восстанавливаться после трудных партий или соревнований,
определять стиль игры незнакомого соперника по почерку, психологически настраиваться перед
партией или турниром, самостоятельно проводить небольшие турниры среди сверстников или
младших групп. Принимать участие в районных и республиканских, областных, краевых
соревнованиях.
3.2. Способы и формы проверки результатов
 В начале, в середине и в конце каждого года обучения осуществляется приём контрольных
нормативов по теории и практике;
 Отслеживание роста результатов через соревновательную практику и выполнение разрядов;
 Анализ сыгранных партий в серьёзных соревнованиях;
 Личные наблюдения тренера в тренировочном процессе и на различных соревнованиях.
Оценочные материалы
За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения результатов
образовательной деятельности детей в дополнительном образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н.
Форма аттестации учащихся согласно утвержденному положению о системе оценивания.
II. Учебный план и содержание программы
2. Учебный план
1-й год обучения
Количество часов
Наименование разделов и тем
История развития шашек

Всего
1

Теория
1

Шашечный кодекс
Первоначальные понятия

3
10

3
10

Тактика

10

10

Стратегия

2

2

Дебют

1

1

Эндшпиль

8

8

Практика

Форма
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,

Решение задач и комбинаций

24

24

Ознакомительные турниры

10

10

Тематические турниры

10

10

Классификационные турниры

2

2

Другие соревнования

+

+

Спарринг – игры

22

22

Сеансы одновременной игры и
конкурсы решений
ОФП

2

2

+

+

Прием контрольных нормативов

3

3

ИТОГ О

108

35

педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

73

Содержание
1. История развития шашек.
Теория. Древность шашечной игры. История возникновения и пути распространения в Мире.
Легенды о шашках.
2. Шашечный кодекс.
Теория. Цель и смысл игры. Основные правила игры. Виды ничейных окончаний и
количество ходов: 2 и 3 фигурные окончания, 1 дамка на большой дороге против 3 дамок,
против 2 дамок и простой, против дамки и двух простых.
3. Первоначальные понятия.
Теория. Три стадии партии: дебют – (начало), миттельшпиль – (середина), эндшпиль –
(окончание). «Большая дорога» («главная дорога», «большак»). «Простая» и «дамка», их
отличия. Сила дамки и её преимущество над простой. «Дальнобойность дамки». «Лишняя
шашка». «Заключение». «Размен». «Нападение» и «защита».
«Беззащитная шашка».
«Изолированная шашка». «Любки». «Оппозиция». «Решето». «Прорыв». «Подрыв дамочных
полей». «Свободный темп» («роздых»).
4. Тактика.
Теория. Способы выигрыша шашки:
одну отдать – две забрать,
нападение на беззащитную шашку,
нападение на две шашки одновременно (любки).
Типичные удары в начале и середине партии, роль колонн и рогаток. Использование решета в
позиции соперника. Жертва шашки, основные цели жертвы: проход в дамки, выигрыш
шашки, защита от прорыва, достижение ничьи. Тактические построения: «колонна из 2
шашек», «колонна из 3 шашек», «рогатка», «мини-рогатка», «мостик».
5. Стратегия.
Теория. Центр и фланги, преимущество центральных шашек над бортовыми, простейшие
проходы в дамки. Использование «лишних шашек». Простейшее планирование игры.
6. Дебют.
Теория. Начальные сведения о развитии сил в начале партии. Планирование игры в дебюте.
7. Эндшпиль.
Теория. Дамочный эндшпиль, способы ловли дамки: «с помощью размена», «с помощью
шлагбаума», «с помощью петли». Типичные приёмы в эндшпиле: «застава», «столбняк»,

«трамплин», «петлеобразный шлагбаум». Борьба простых: «размен и оппозиция»,
отбрасывание шашек противника от своих дамочных полей.
8. Решение задач и комбинаций.
Практика. В практической части занятий на пройденные темы, упражнения в игровых
ситуациях в спарринге. Домашние задания на пройденные темы.
9. Ознакомительные и тематические турниры.
Практика. В практической части занятия или полностью занятие, ознакомительные турниры
среди новичков, тематические для закрепления навыков разыгрывания определённых
позиций.
10. Спарринг-игры.
Практика. Используются полностью занятия или дополняют теоретическую часть с
разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в 1-3 шашки.
11. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии, конкурсы решения
комбинаций, конкурсы на самую красивую проведённую комбинацию, на составленную
комбинацию.
12. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню обучающихся.
Выполнение разрядных норм.
13. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными играми.
14. Приём контрольных нормативов.
Практика. Промежуточное тестирование. Проверка выполнения и усвоения программы.
Перевод в следующую группу.
2-й год обучения
Количество часов
Наименование разделов и тем
История развития шашек

Всего
1

Теория
1

Практика

Шашечный кодекс
Тактика

1
22

1
10

Стратегия

5

5

Дебют

1

1

Эндшпиль

15

5

Спортивный режим, подготовка к
соревнованиям

1

1

Решение задач и комбинаций

28

28

Тематические турниры

3

3

Классификационные турниры

2

2

Другие соревнования

+

+

12

10

Форма
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

Спарринг – игры

20

20

Сеансы одновременной игры и
конкурсы решений
ОФП

2

2

3

3

Прием контрольных нормативов

4

4

ИТОГ О

108

24

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

84

Содержание
1. История развития шашек.
Теория. История развития шашечной игры в Мире, виды шашечных игр в разных странах.
2. Шашечный кодекс.
Теория. Правила игры в русские и международные шашки, правило «турецкого удара».
Шашечная доска: «двойник», «тройник», «косяк». Правила поведения участников
соревнований. Контрольные часы и обращение с ними.
3. Тактика.
Теория. Типовые удары в миттельшпиле, «комбинация», виды и цели комбинаций. Создание
решета в позиции противника. Сочетание решета с другими тактическими построениями:
колонной, рогаткой, мини-рогаткой, мостиком.
4. Стратегия.
Теория. Основы позиционной игры в миттельшпиле, способы реализации большого
преимущества. «Рожон». «Связка».
5. Дебют.
Теория. Правильное развитие сил в дебюте. Роль разменов для захвата пространства в
позиции.
6. Эндшпиль.
Теория. Расчет ходов в борьбе простых, игра на оппозицию. Стандартные приёмы для ловли
дамки: «размен», «шлагбаум», «петля», «двойная петля», «трамплин». Ловля 2 дамок,
комбинации в дамочном эндшпиле. Типичные приёмы в эндшпиле: «заключение»,
«оппозиция», «наивыгоднейшая оппозиция», «столбняк», «»трамплин», «застава», «вилка»,
«распутье».
7. Спортивный режим, подготовка к соревнованиям.
Теория. Планирование режима дня накануне и в день соревнований.
8. Решение задач и комбинаций.
Практика. В практической части занятий на пройденные темы, упражнения в игровых
ситуациях в спарринге. Домашние задания на пройденные темы.
9. Спарринг-игры.
Практика. Используются полностью занятия или дополняют теоретическую часть с
разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в 1-3 шашки.
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии, конкурсы решения
комбинаций, конкурсы на самую красивую проведённую комбинацию, на составленную
комбинацию.
11. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню обучающихся.
Выполнение разрядных норм.
12. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными играми.
13. Приём контрольных нормативов.
Практика. Промежуточное тестирование. Проверка выполнения и усвоения программы.
Перевод в следующую группу.

3-й год обучения
Количество часов
Наименование разделов и тем
История развития шашек

Всего
1

Теория
1

Шашечный кодекс
Тактика

1
20

1
10

Стратегия

5

5

Дебют

6

6

Эндшпиль

12

4

Спортивный режим, подготовка к
соревнованиям

1

1

Решение задач и комбинаций

23

23

Тематические турниры

3

3

Классификационные турниры

2

2

Другие соревнования

+

+

Анализ позиций и разбор партий

5

5

Спарринг – игры

20

20

Сеансы одновременной игры и
конкурсы решений
ОФП

2

2

3

3

Прием контрольных нормативов

4

4

ИТОГ О

108

28

Практика

10

8

Форма
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

80

Содержание
1. История развития шашек.
Теория. История развития шашечной игры в России, виды старинных русских шашечных игр.
2. Шашечный кодекс.
Теория. Правила игры в русские и международные шашки, правила поведения зрителей на
соревнованиях. Контрольные часы и обращение с ними. «Цейтнот» и «цейтнотная зона».
Виды и характер соревнований: ознакомительные, тематические, тренировочные,
классификационные и отборочные турниры. Нотация, запись ходов, запись партии.
3. Тактика.
Теория. Типовые удары и комбинации в миттельшпиле, сочетание решета с другими
тактическими построениями: колонной, рогаткой, мини-рогаткой, мостиком. Комбинации с

использованием свободного темпа. Удары: «шлагбаум», «каблучок», «серп», «лестница»
ситуация «цугцванг». Типичные удары и комбинации в «коловых» и «тычковых» позициях.
Прямая атака «коловых» и «тычковых» шашек. Защита «коловой» и «тычковой» шашки.
Косвенная защита шашки.
4. Стратегия.
Теория. Основы позиционной игры в миттельшпиле, постановка рожна при помощи жертв.
«Коловые» и «тычковые» позиции. Основные принципы их разыгрывания.
5. Дебют.
Теория. Правильное развитие сил в дебюте. Роль разменов для захвата пространства в
позиции. Дебюты: «кол», «обратный кол», «тычок», обратный тычок», «отыгрыш».
6. Эндшпиль.
Теория. Расчет ходов в борьбе простых. Типичные приёмы в эндшпиле: «вилка», «переплёт»,
«распутье», «самоограничение». Комбинации в дамочном эндшпиле.
7. Спортивный режим, подготовка к соревнованиям.
Теория. Планирование режима в период соревнований.
8. Решение задач и комбинаций.
Практика. В практической части занятий на пройденные темы, упражнения в игровых
ситуациях в спарринге. Домашние задания на пройденные темы.
9. Спарринг-игры.
Практика. Используются полностью занятия или дополняют теоретическую часть с
разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в 1-3 шашки.
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии, конкурсы решения
комбинаций, конкурсы на самую красивую проведённую комбинацию, на составленную
комбинацию.
11. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню обучающихся.
Выполнение разрядных норм.
12. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными и спортивными играми.
13. Приём контрольных нормативов.
Практика. Промежуточное тестирование. Проверка выполнения и усвоения программы.
Перевод в следующую группу.

4-й год обучения
Количество часов
Наименование разделов и тем
История развития шашек

Всего
1

Теория
1

Шашечный кодекс
Тактика

1
20

1
10

Стратегия

5

5

Дебют

6

6

Эндшпиль

12

4

Практика

10

8

Форма
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое

Спортивный режим, подготовка к
соревнованиям

1

Решение задач и комбинаций

23

23

Тематические турниры

3

3

Классификационные турниры

2

2

Другие соревнования

+

+

Анализ позиций и разбор партий

5

5

Спарринг – игры

20

20

Сеансы одновременной игры и
конкурсы решений
ОФП

2

2

3

3

Прием контрольных нормативов

4

4

ИТОГ О

108

1

28

наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

80

Содержание
1. История развития шашек.
Теория. История развития шашечной игры в России и в СССР, творчество ведущих шашистов
Советского периода. История развития шашек Бурятии.
2. Правила вида спорта шашки.
Теория. Изменения в правилах вида спорта шашки, правила поведения участников, зрителей и
прессы на соревнованиях. Виды и характер соревнований: турниры, матчи, первенства и
чемпионаты.
3. Тактика.
Теория. Типовые удары и комбинации в миттельшпиле. Сочетание решета с другими
тактическими построениями: колонной, рогаткой, мини-рогаткой, мостиком. Комбинации с
использованием свободного темпа. «Удар Шошина», «Круговой удар», «Шлагбаум».
4. Стратегия.
Теория. Позиционные приёмы: «связка», «блокада», «зажим». Позиционная игра в косяковых
и гамбитных позициях. Основные принципы их разыгрывания. Нестандартные и
оригинальные планы. Прорывы в дамки по флангам и центру.
5. Дебют.
Теория. Правильное развитие сил в дебюте. Роль разменов для захвата пространства в
позиции. Дебюты: «косяк», «косяк Саргина», «гамбит Кукуева».
6. Эндшпиль.
Теория. Расчет ходов в борьбе простых. Сила центра в эндшпиле. Типичные приёмы в
эндшпиле: «вилка», «переплёт», «распутье», «самоограничение». Стандартные приёмы для
ловли дамки, комбинации в дамочном эндшпиле.
7. Спортивный режим, подготовка к соревнованиям.
Теория. Планирование адаптационного периода перед соревнованиями и во время
соревнований. Временные и климатические расхождения.
8. Решение задач и комбинаций.
Практика. В практической части занятий на пройденные темы, упражнения в игровых
ситуациях в спарринге. Домашние задания на пройденные темы.
9. Спарринг-игры.

Практика. Используются полностью занятия или дополняют теоретическую часть с
разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в 1-3 шашки.
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии, конкурсы решения
комбинаций, конкурсы на самую красивую проведённую комбинацию, на составленную
комбинацию.
11. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню
подготовленности обучающихся. Выполнение разрядных норм.
12. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными играми.
13. Приём контрольных нормативов.
Практика. Тестирование. Проверка выполнения и усвоения программы. Перевод в
следующую группу.

5-й год обучения
Количество часов
Наименование разделов и тем
История развития шашек

Всего
1

Теория
1

Практика

Шашечный кодекс
Тактика

1
20

1
10

Стратегия

5

5

Дебют

6

6

Эндшпиль

12

4

Спортивный режим, подготовка к
соревнованиям

1

1

Решение задач и комбинаций

23

23

Тематические турниры

3

3

Классификационные турниры

2

2

Другие соревнования

+

+

Анализ позиций и разбор партий

5

5

Спарринг – игры

20

20

Сеансы одновременной игры и
конкурсы решений
ОФП

2

2

3

3

10

8

Форма
аттестации/
контроля
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Прием контрольных нормативов

4

ИТОГО

108

4
28

Педагогическое
наблюдение

80

Содержание
1. История развития шашек.
Теория. Творчество современных ведущих гроссмейстеров и международных гроссмейстеров.
Компьютерные программы и компьютерные новинки в теории.
2. Шашечный кодекс.
Теория. Судейство соревнований. Обсчёт разрядов по нормативам ЕВСК. Правила
проведения блицтурниров. Игра в цейтноте.
3. Тактика.
Теория. Виды жертвы: дебютные жертвы («гамбит Кукуева», «жертва Мазурка» и т.д.),
жертва для обострения игры, жертвы в эндшпиле, жертва дамки. Типовые ловушки, удары и
комбинации в дебютах. Комбинации с использованием свободного темпа, решета, подрыва
дамочных полей. Удары: «трап», «рикошет», «трапеция», «мостик Ф. Каулена».
4. Стратегия.
Теория. Позиционная борьба в эндшпиле. Планирование в дамочном эндшпиле. Игра на
окружение. Нестандартные и оригинальные планы. Позиционная борьба в дебюте.
5. Дебют.
Теория. Краткий обзор дебютов: «кол», «обратный кол», «тычок», «обратный тычок»,
«городская», «обратная городская», «игра Каулена», «Центральная партия», «Ленинградская»
и Киевская» защиты.
6. Эндшпиль.
Теория. Расчет ходов в борьбе простых. Типичные приёмы в эндшпиле: «вилка», «переплёт»,
«распутье», «самоограничение», «нападение с тыла», «выжидательное маневрирование».
Комбинации в дамочном эндшпиле.
7. Спортивный режим, подготовка к соревнованиям.
Теория. Планирование режима в период соревнований. Психологический настрой на партию,
информационная подготовка к соперникам: анализ партий и определение стиля игры
соперника.
8. Решение задач и комбинаций.
Практика. В практической части занятий на пройденные темы, упражнения в игровых
ситуациях в спарринге. Домашние задания на пройденные темы.
9. Спарринг-игры.
Практика. Используются полностью занятия или дополняют теоретическую часть с
разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в 1-3 шашки.
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии, конкурсы решения
комбинаций, конкурсы на самую красивую проведённую комбинацию, на составленную
комбинацию.
11. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню обучающихся.
Выполнение разрядных норм.
12. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными и спортивными играми.
13. Приём контрольных нормативов.
Практика. Проверка выполнения и усвоения программы.
3. Критерии оценки контрольно – переводных испытаний.
1 год обучения
Условия: вопросы по истории развития шашек, шашечному кодексу и первоначальные понятия.
Задачи по первоначальным понятиям.
2 год обучения

Условия: вопросы по истории развития шашек в Мире, шашечному кодексу. Задачи по эндшпилю и
тактике.
3 год обучения
Условия: вопросы по истории развития шашек в России, шашечному кодексу. Задачи по тактике и
стратегии. Типичные приёмы в эндшпиле.
4 год обучения
Условия: вопросы по шашечному кодексу и истории советских и российских шашистов. Задачи по
тактике в эндшпиле, стратегии в миттельшпиле, дебютным планам.
5 год обучения
Условия: вопросы по истории развития шашек, шашечному кодексу, спортивному режиму. Задачи по
тактике и стратегии во всех стадиях партии.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методические обеспечение программы
Для успешного освоения программы, детям на занятиях должны быть созданы комфортные условия.
Это может достигаться через личностно-ориентированные технологии, через индивидуальное
обучение с одарёнными детьми с применением увеличенного объёма нагрузки, расширением
изучаемых тем, ускоренным обучением, или в работе с отстающими детьми через дополнительные
задания на нужную тему и индивидуальный подбор задач и упражнений. Групповые технологии
используются для изучения стандартных новых тем и закрепления пройденного материала в группах,
равных по уровню подготовленности ребят. Обучающиеся должны быть уверенны в своих силах,
знать, что их уровень игры неуклонно повышается. Тренеру необходимо внимательно подбирать и
дозировать работу для успешного освоения материала. Своевременно допускать обучающихся к
подходящим для их уровня соревнованиям. Здоровье сберегающим фактором в работе педагога
должно быть соблюдение всех СаНиП, особое внимание нужно уделять правильному освещению,
своевременным перерывам с переключением с умственной деятельности на физическую: игра в
футбол, настольный теннис и др. Также объяснить технику безопасности поведения в доме
творчества, в поездках, на транспорте, в общественных местах.
3.2. Условия реализации программы Для работы кружка необходима большая светлая аудитория с
достаточным количеством столов и стульев. Демонстрационная доска с магнитными шашками. Для
более яркого и чёткого восприятия, детям, особенно младшего школьного возраста, необходимы не
чёрно-белые доски и шашки, а цветные, хотя бы доски! На группу из 12 ребят нужно 12 комплектов
шашек с досками и 6 шахматно-шашечных часов (желательно, электронных). Тренеру желательно
заготовить карточки с задачами, а учащимся тетради в клетку.
3.3. Список литературы.
Используемая литература:
1. «Шашечный кодекс России», Тихвин – 2010 г.
2. Адамович В.К. «Позиционные приёмы борьбы в русских шашках» ФиС Москва 1976 г.
3. Барский Ю.П. «На 100 клетках» Москва 1985 г.
4. Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. «О шашках – с шуткой и всерьез» Ростовское книжное
издательство 1991 г.
5. Герцензон Б.М., Гершт С.С. «Волшебник русских шашек» Лениздат 1991г.
6. Голосуев В.М. «ДРЕВНЯЯ И ЗАГАДОЧНАЯ ИГРА» Мир шашек г. Санкт – Петербург 1997г.
7. Голосуев В.М. «Шашечный практикум» М.ФиС. 2001г.
8. Городецкий В.Б. «Книга о шашках» Детская литература 1980 г.
9. Егоров А.В. «Как научить играть в шашки?» Продвинутый уровень. Москва «Чистые пруды» 2005
10.Егоров А.В. «Как научить играть в шашки?» Москва «Чистые пруды» 2005
11.Злобинский А.Д. «Комбинации в русских шашках» Киев 1985 г.
12. Плехов С.И. «1000 шашечных комбинаций» Книга 1 (3 хода) г. Киров Аверс 2012
13. Плехов С.И. «1000 шашечных комбинаций» Книга 2 (4 хода) г. Киров Аверс 2013
14.Цукерник Э.Г. «Антология шашечных комбинаций» 1987 г. М.ФиС
15.Черток. Ю.В. «Любителю шашек» Уфа 1988 г
16.Шац М.В., Белоусов В.А. «Курс шашечных лекций» Челябинск 1993 г.

Литература для учащихся:
1. Адамович В.К. «Позиционные приёмы борьбы в русских шашках» ФиС Москва 1976 г..
2. Вирный В.В. «Немного о шашках, но по существу» 2003 г.
3. Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. «О шашках – с шуткой и всерьез» Ростовское книжное
издательство 1991 г.
4. Герцензон Б.М., Гершт С.С. «Волшебник русских шашек» Лениздат 1991г.
5. Городецкий В. «Книга о шашках» 1984 г. Москва
6. Городецкий В.Б. «Книга о шашках» Детская литература 1980 г.
7. Злобинский А.Д. «Комбинации в русских шашках» Киев 1985 г. 23
8. Плехов С.И. «1000 шашечных комбинаций» Книга 2 (4 хода) г. Киров Аверс 2013
9. С.И. Плехов. «1000 шашечных комбинаций» Книга 1 (3 хода) г. Киров Аверс 2012
10.Цукерник Э.Г. «Антология шашечных комбинаций» 1987 г. М.ФиС
11.Черток Ю.В. «Любителю шашек» Уфа 1988 г.
12.Шац М.В., Белоусов В.А. «Курс шашечных лекций-2» Челябинск 1993
Литература для родителей:
1. Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. «О шашках – с шуткой и всерьез» Ростовское книжное
издательство 1991 г.
2. Голосуев В.М. «ДРЕВНЯЯ И ЗАГАДОЧНАЯ ИГРА» Мир шашек г. Санкт – Петербург 1997г.
3. Городецкий В.Б. «Книга о шашках» Детская литература 1980 г.
4. Егоров А.В. «Как научить играть в шашки?» Продвинутый уровень. Москва «Чистые пруды» 2005
5. Егоров А.В. «Как научить играть в шашки?» Москва «Чистые пруды» 2005
6. Цукерник Э.Г. «Антология шашечных комбинаций» 1987 г. М.ФиС
7. Черток. Ю.В. «Любителю шашек» Уфа 1988 г
8. Шац М.В., Белоусов В.А. «Курс шашечных лекций» Челябинск 1993 г.
Сведения об авторе:
Еланов Владимир Гаврилович 1973 г. рождения. Стаж работы – с 1990 года непрерывно работает
тренером по шашкам. Мастер спорта России по шашкам с 1993г. Педагог высшей квалификационной
категории с 2002г. Награждён почётным званием «Заслуженный работник физической культуры
Республики Бурятия».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».