I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа « Мир экологии» (далее - Программа) реализуется в соответствии с естественнонаучная направленностью образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» Актуальность программы Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экологии" является актуальной, так как в процессе занятия дети являются непосредственными создателями удивительного, заслуживающих высокую оценку творческих работ из самых доступных материалов, зачастую непригодных уже вещей, давая им вторую жизнь. Придерживаясь в программе намеченных направлений, главным считается духовно-нравственное обогащение учащихся как грамотных природопользователей. Направленность. Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экологии" имеет естественно-научную направленность, так как направлена на формирование знания об окружающем мире, умения и навыки взаимодействия с окружающим миром, способствует развитию навыков здорового образа жизни. Отличие данной программы в том, что занятия по программе проводятся по двум направлениям: "экология" и "творчество". Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность. Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации программы: Программа адресована детям 7 – 10 лет. Это – младший школьный возраст. Младший школьный возраст характеризуется - развитием внутреннего плана самоконтролем и самооценкой; действий, личностной рефлексией, - развитием произвольности познавательных процессов – вниманием, восприятием, памятью; - начальным уровнем осознанного умения учиться; -освоением норм реалистического изображения (как реальных, так и воображаемых объектов, сюжетов и ситуаций); конструированием реалистических копий реальных и воображаемых объектов; - освоением знаковых форм описания всеобщих законов и отношений; расширением горизонта окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений; освоением способов управления вниманием и возможностями тела. Численный состав группы может быть до 15 человек. Группы формируются согласно возрасту учащихся и их мотивации. Состав объединения первого года обучения комплектуется преимущественно из детей 7- 10 лет. В 2023-2024 учебном году программа реализуется в двух группах первого года обучения. Численный состав групп - по 5-10 человек. Цель и задачи программы Цель Создать условия для формирования у учащихся экологической культуры через ознакомление с окружающим миром в творческой деятельности.. Образовательные: сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов; формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части; обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым материалом; -расширять кругозор учащихся в области экологии Развивающие: создание условий для развития социальной, творческой, познавательной активности учащихся; -расширение знаний об окружающем мире; развитие умения работать самостоятельно; развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации; Воспитательные: -создание условий для воспитания у учащихся активной гражданской позиции и ответственности; -формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее своей малой родины; воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды; - воспитание уважительного отношения к результатам своего и чужого труда; Объём и срок освоения программы Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144 . Срок освоения программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. количество недель 1 год 36 обучения количество месяцев 9 количество часов 144 Формы обучения Форма обучения учащихся – очная. Исходя из целей и задач раздела учебного плана, занятия обычно проводятся всем составом, но могут проводиться по группам (2-6 человек) и индивидуально, с применением выполнения самостоятельной работы учащимися (поиск информации в интернете, оформление материалов, возможна работа на дому, в библиотеке, выполнение заданий). Занятия дают хороший эффект тогда, когда являются обязательными и проводятся систематически. Поэтому доминирующей формой организации деятельности детей является - занятия в группах. При объяснении нового материала используются наглядные методы: • иллюстрации; • наблюдения в природе при проведении экскурсий; • показ видеоматериалов, электронных презентаций. Проведения Экологических акций. Чтобы определить степень усвоения учебного материала проводится собеседование учащихся. В период обучения проводится анкетирование, для выявления заинтересованности детей тем или иным видом деятельности. Режим занятий Занятия проводятся по 4 часов в неделю, что составляет 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю – 2 занятия по 45 минут в один день. Перерывы между занятиями составляют 10 минут. Программа предполагает проведение обучения в большинстве случаев в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования и для данного возрастного периода. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, выполняют работы из различных материалов, что способствует развитию творческих способностей детей. Планируемые результаты К завершению обучения учащиеся должны: • овладеть понятиями экологии, фенологии, природных стихий планеты Земля; • овладеть теоретическими понятиями в области правильного питания; • уметь наблюдать изменения в природе; • уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; • понимать значение чистого воздуха, воды и леса для всего живого на Земле; • приобрести навыки экологической культуры. • приобрести знания о насекомых и их разнообразии; • приобрести знания об отдельных представителях животного мира; • знать о значении Красной книги; • правилами и особенностями ухода за комнатными растениями; Учебный план Разделы 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество Теория Вводное занятие 1 Красота осенней природы. 4 Экология и мы. 8 Экология животных 8 Охрана природы 3 Экология нашего края 9 Птицы наши друзья 5 Правила поведения в природе. 5 Цветы вокруг нас 4 52 Часов практика 1 4 48 8 3 9 5 5 4 92 Всего 2 8 56 16 6 18 10 10 8 144 часа Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Вводное занятие. Тема: Вводное занятие. Введение в экологию. Что такое экология? Теория: Знакомство с группой, с правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой. Введение в экологию. Что такое экология? Практика: Творческий рисунок "Что такое экология? Экскурсия на учебно-опытный участок. Раздел 2.. \Красота осенней природы.. Тема: Красота осенней природы Теория: Осень – золотая пора. Изменение в природе осенью. Практика: Экскурсия на природу. Тема: Экология и мы. Тема: Огонь - друг, огонь-враг. Практика: Конкурс рисунков "Огонь – друг, огонь-враг" Практика: Акция помоги ежику.( Сбор батареек). Тема: Экология животных. Теория: Какие бывают животные. Проект. « Покорми птиц зимой».. столовая для птиц, выпуск листовок. Тема: Охрана природы. Теория: Природа просит защиты. Охрана природы в мире и в нашей стране. Красная книга. Заповедники и заказники. Практика.Оформление альбома редких растений Республики Бурятия. Тема: Экология нашего края. Теория. Животный мир Кабанского района. Жизнь диких животных весной. Практика: Наблюдение за прилетом птиц. Тема: Птицы наши друзья Практика. Изготовление скворечников. Тема: Правила поведения в природе. Создание экознаков. Теория: Правила поведения в природе. Как и почему нужно бережно относиться к природе. Взаимосвязь человека с природой. Практика: Викторина "Мы и природа". Создание экознаков Раздел 7: Цветы вокруг нас. Тема: Комнатные растения и уход за ними. Теория: Уход за комнатными растениями. Основные потребности комнатных растений. Практика: Рисунок "Мой цветок" Тема: Язык цветов и цветы – синоптики. Теория: Цветы – синоптики. Значение цветов. Итоговое занятие. Тема: Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Выставка работ Список литературы для педагога: 1. Александрова Ю.Н. Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Машкова С.В. Программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации "Юный эколог". Изд2-е. –Волгоград: Учитель, 2014.-331 с. 2. Бондаренко Т.М. Экологичекие занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.-190с. 3. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", 3 класс.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО,2009-400 с. 4. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Занимательные материалы. Окружающий мир, 3 класс. Волгоград: Учитель,2008.-264 с.: ил. 5. Рянжин С.В. Экологический букварь. Санкт-Петербург: Печатный двор,1994 6. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. Волгоград: Учитель, 2009. -189 с.: ил. Для учащихся и родителей: 1.Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я. , Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России .- М.: ABF ,1998.-576 с.;58цв.илл. 2.Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я. , Даревский И.С., Орлов Н.Л. Птицы. Энциклопедия природы России.- М.: ABF ,1998.-576 с.;58цв.илл. 3.Дениз Райан "Крылатые создания", 2009 .-32 с., с ил. 4.Роберт Коун "Мир насекомых", 2009 .-32 с., с ил. Учебный план Разделы Количество часов Теория Вводное занятие осенней Практик а Формы промежуточной Всего аттестации 1 1 2 4 4 8 1 \Красота природы. 2 Экология и мы, мы и 8 творчество 48 56 3 Экология животных 8 8 16 4 Охрана природы 5 5 6 5 Экология нашего края 9 9 18 6 Птицы наши друзья 5 5 10 7 Правила поведения в 7 природе 7 10 8 Цветы вокруг нас 4 4 8 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. 1 1 2 52 92 144 Выставка