Экология

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа « Мир
экологии» (далее - Программа) реализуется в соответствии с
естественнонаучная направленностью образования и основывается на
следующих нормативно-правовых актах:










Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»

Актуальность программы

Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экологии" является
актуальной, так как в процессе занятия дети являются непосредственными
создателями удивительного, заслуживающих высокую оценку творческих
работ из самых доступных материалов, зачастую непригодных уже вещей,
давая им вторую жизнь. Придерживаясь в программе намеченных
направлений, главным считается духовно-нравственное обогащение
учащихся как грамотных природопользователей.
Направленность.
Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экологии" имеет
естественно-научную направленность, так как направлена на формирование
знания об окружающем мире, умения и
навыки взаимодействия с
окружающим миром, способствует развитию навыков здорового образа
жизни.
Отличие данной программы в том, что занятия по программе проводятся по
двум направлениям: "экология" и "творчество". Формирование ключевых
компетенций
достигается
через
интегрированное
обучение.
Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций:
готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию,
технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа адресована детям 7 – 10 лет. Это – младший школьный возраст.
Младший школьный возраст характеризуется
- развитием внутреннего плана
самоконтролем и самооценкой;

действий,

личностной

рефлексией,

- развитием произвольности познавательных процессов – вниманием,
восприятием, памятью;
- начальным уровнем осознанного умения учиться;
-освоением норм реалистического изображения (как реальных, так и
воображаемых
объектов, сюжетов и ситуаций); конструированием
реалистических копий реальных и воображаемых объектов;
- освоением знаковых форм описания всеобщих законов и отношений;
расширением горизонта окружающего мира за пределы непосредственных

наблюдений; освоением способов управления вниманием и возможностями
тела.
Численный состав группы может быть до 15 человек. Группы формируются
согласно возрасту учащихся и их мотивации.
Состав объединения первого года обучения комплектуется преимущественно
из детей 7- 10 лет.
В 2023-2024 учебном году программа реализуется в двух группах первого
года обучения. Численный состав групп - по 5-10 человек.
Цель и задачи программы
Цель
 Создать условия для формирования у учащихся экологической
культуры через ознакомление с окружающим миром в творческой
деятельности..
Образовательные:
 сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для
бережного отношения к природе и рационального использования
природных ресурсов;
 формировать основы экологической культуры, ценностного отношения
к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
 обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым
материалом; -расширять кругозор учащихся в области экологии
Развивающие:
 создание
условий
для
развития
социальной,
творческой,
познавательной активности учащихся; -расширение знаний об
окружающем мире;
 развитие умения работать самостоятельно;
развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки
социальной адаптации; Воспитательные:
 -создание условий для воспитания у учащихся активной гражданской
позиции и ответственности; -формирование у учащихся чувства
гордости за свою Родину, ответственности за будущее своей малой
родины;
 воспитание экологической культуры, чувства ответственности за
состояние окружающей среды; - воспитание уважительного отношения
к результатам своего и чужого труда;

Объём и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, необходимых для
освоения программы – 144 . Срок освоения программы
определяется содержанием программы и составляет 1
год.
количество
недель
1
год 36
обучения

количество
месяцев
9

количество
часов
144

Формы обучения
Форма обучения учащихся – очная.
Исходя из целей и задач раздела учебного плана, занятия обычно проводятся
всем составом,
но могут проводиться по группам (2-6 человек) и
индивидуально, с применением выполнения
самостоятельной работы
учащимися (поиск информации в интернете, оформление материалов,
возможна работа на дому, в библиотеке, выполнение заданий).
Занятия дают хороший эффект тогда, когда являются обязательными и
проводятся систематически. Поэтому доминирующей формой организации
деятельности детей является - занятия в группах.
При объяснении нового материала используются наглядные методы:
• иллюстрации;
• наблюдения в природе при проведении экскурсий;
• показ видеоматериалов, электронных презентаций.
 Проведения Экологических акций.
Чтобы определить степень усвоения учебного материала проводится
собеседование учащихся. В период обучения проводится анкетирование, для
выявления заинтересованности детей тем или иным видом деятельности.
Режим занятий
Занятия проводятся по 4 часов в неделю, что составляет 144 часа в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю – 2 занятия по 45 минут в один день.
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.

Программа предполагает проведение обучения в большинстве случаев в
игровой форме, что очень важно для дополнительного образования и для
данного возрастного периода. При проведении занятий ребята рисуют,
слушают и обсуждают экологические рассказы, работают с экологическими
рисунками, составляют самостоятельно рассказы, выполняют работы из
различных материалов, что способствует развитию творческих способностей
детей.
Планируемые результаты
К завершению обучения учащиеся должны:
• овладеть понятиями экологии, фенологии, природных стихий планеты
Земля; • овладеть теоретическими понятиями в области правильного
питания;
• уметь наблюдать изменения в природе;
• уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно
выбирая наиболее полезные;
• понимать значение чистого воздуха, воды и леса для всего живого на Земле;
• приобрести навыки экологической культуры.
• приобрести знания о насекомых и их разнообразии;
• приобрести знания об отдельных представителях животного мира;
• знать о значении Красной книги;
• правилами и особенностями ухода за комнатными растениями;

Учебный план

Разделы

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество
Теория
Вводное занятие
1
Красота осенней природы.
4
Экология и мы.
8
Экология животных
8
Охрана природы
3
Экология нашего края
9
Птицы наши друзья
5
Правила поведения в природе. 5
Цветы вокруг нас
4
52

Часов
практика
1
4
48
8
3
9
5
5
4
92

Всего
2
8
56
16
6
18
10
10
8
144 часа

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение. Вводное занятие.
Тема: Вводное занятие. Введение в экологию. Что такое экология?
Теория: Знакомство с группой, с правилами внутреннего распорядка и
техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при
передвижении по дороге на занятия и домой. Введение в экологию. Что
такое экология?
Практика: Творческий рисунок "Что такое экология?
Экскурсия на учебно-опытный участок.
Раздел 2.. \Красота осенней природы..
Тема: Красота осенней природы
Теория: Осень – золотая пора. Изменение в природе осенью.
Практика: Экскурсия на природу.
Тема: Экология и мы.
Тема: Огонь - друг, огонь-враг.
Практика: Конкурс рисунков "Огонь – друг, огонь-враг"
Практика: Акция помоги ежику.( Сбор батареек).
Тема: Экология животных.
Теория: Какие бывают животные.
Проект. « Покорми птиц зимой».. столовая для птиц, выпуск листовок.
Тема: Охрана природы.
Теория: Природа просит защиты. Охрана природы в мире и в нашей стране.
Красная книга. Заповедники и заказники.
Практика.Оформление альбома редких растений Республики Бурятия.
Тема: Экология нашего края.
Теория. Животный мир Кабанского района. Жизнь диких животных весной.
Практика: Наблюдение за прилетом птиц.
Тема: Птицы наши друзья

Практика. Изготовление скворечников.

Тема: Правила поведения в природе. Создание экознаков.
Теория: Правила поведения в природе. Как и почему нужно бережно
относиться к природе. Взаимосвязь человека с природой.
Практика: Викторина "Мы и природа". Создание экознаков
Раздел 7: Цветы вокруг нас.
Тема: Комнатные растения и уход за ними.
Теория: Уход за комнатными растениями. Основные потребности комнатных
растений. Практика: Рисунок "Мой цветок"
Тема: Язык цветов и цветы – синоптики.
Теория: Цветы – синоптики. Значение цветов.
Итоговое занятие.
Тема: Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Выставка работ

Список литературы для педагога:

1. Александрова Ю.Н. Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Машкова С.В.
Программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации "Юный
эколог". Изд2-е. –Волгоград: Учитель, 2014.-331 с.
2. Бондаренко Т.М. Экологичекие занятия с детьми 6-7 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,
2009.-190с. 3. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по
курсу "Окружающий мир", 3
класс.-3-е изд., перераб. и доп.- М.:
ВАКО,2009-400 с.
4. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Занимательные материалы.
Окружающий мир, 3 класс. Волгоград: Учитель,2008.-264 с.: ил.
5. Рянжин С.В. Экологический букварь. Санкт-Петербург: Печатный
двор,1994 6. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками:
занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. Волгоград: Учитель,
2009. -189 с.: ил.
Для учащихся и родителей:
1.Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я. , Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и
пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России .- М.: ABF ,1998.-576
с.;58цв.илл.
2.Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я. , Даревский И.С., Орлов Н.Л. Птицы.
Энциклопедия природы России.- М.: ABF ,1998.-576 с.;58цв.илл.
3.Дениз Райан "Крылатые создания", 2009 .-32 с., с ил.
4.Роберт Коун "Мир насекомых", 2009 .-32 с., с ил.

Учебный план

Разделы

Количество часов
Теория

Вводное занятие
осенней

Практик
а

Формы
промежуточной
Всего аттестации

1

1

2

4

4

8

1

\Красота
природы.

2

Экология и мы, мы и 8
творчество

48

56

3

Экология животных

8

8

16

4 Охрана природы

5

5

6

5 Экология нашего края

9

9

18

6

Птицы наши друзья

5

5

10

7

Правила поведения в 7
природе

7

10

8

Цветы вокруг нас

4

4

8

Итоговое занятие.
Промежуточная
аттестация.

1

1

2

52

92

144

Выставка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».