Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ Утверждаю: Директор МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» ____ _________Ю.А.Лагерева Приказ № 10 от «15 » сентября 2023г Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: естественнонаучная «Живой уголок Возраст учащихся: 7 - 10 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Янина Алена Викторовна, педагог дополнительного образования г.Бабушкин,2023 год I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Живой уголок» (далее - Программа) реализуется в соответствии с естественнонаучная направленностью образования и основывается на следующих нормативноправовых актах: • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» • • 1.2. Актуальность программы обусловлена многими отрицательными факторами, присущие современной цивилизации, привели к тому, что люди в городах инстинктивно ищут прямые контакты с живой природой. Разведение цветов, содержание декоративных птиц, рыбок и других животных – все это результат оторванности человека от природы. Люди не могут жить без постоянного общения с ее объектами. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Основная задача уголка живой природы – воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдение за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с животными объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а если ещё самому ухаживать, кормить, чистить клетки, выгуливать, наблюдать, как твой питомец растёт, радуется встрече с тобой. Если ребёнок на своём опыте убедится, что животные умеют думать, скучать, радоваться, что дружить с животными куда лучше, чем причинять им боль, то только тогда дети поймут, что кроме нас, людей, на планете существуют животные, и их надо уважать. Проявление этих качеств у ребят высшая награда за вложенный труд. 1.3. Отличительные особенности программы. Программа модифицированная. Отличительной особенностью данной программы является то, что обитатели живого уголка являются прекрасным условием для развития интереса учащихся к учебно - исследовательской деятельности, возможность проводить простейшие опыты с растениями и животными, наблюдать за ними, а затем анализировать наблюдения и делать выводы. Вид программы: модифицированная 1.4. Педагогическая целесообразность данной дополнительной программы состоит в возможности использования детьми приобретенных знаний в последующем освоении предметов общеобразовательных школ, а также в повседневной жизни. Приобретенные естественнонаучные знания помогут ребятам определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, а также определять необходимые меры охраны природы. 1.5. Цель программы – формирование у воспитанников способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в относительной гармонии с природой. 1.6. Задачи 1. Формировать умения и навыки грамотного содержания и ухода за домашними животными. 2. Формировать ответственность за содержание, уход и кормление животных находящихся в объединении; бережное отношение к материальному оснащению объединения. 3. Формировать понятия о взаимосвязях в природе. 4. Развить духовную потребность в общении с природой Образовательные (обучающие) - сформировать определенные знания, умения, навыки, компетенции. сформировать теоретические знания, характерные для естественнонаучного вида деятельности, научить конкретным умениям в данной области: освоение знаний растительного и животного мира, овладение представлениями о взаимосвязях животных и растений с окружающей средой, с другими видами организмов Развивающие – развивать познавательный интерес, , любознательности кружковцев. Развитие интереса к живой природе, а следовательно бережного отношения к ней. \совершенствование умения и формирования навыков работы с живыми объектами. Воспитательные – направлены на освоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Воспитание любви к Родине, природе родного края. 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа Программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет 1.8. Форма обучения: Очная, в т.ч. самостоятельные занятия. Занятия проводятся по группам. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Программа рассчитана на 72 часа. 2.2. Срок реализации программы 1 год 2.3. Режим занятий: _2_ раза в неделю по __45__ минут. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты К концу обучения обучающиеся должны знать 1.Название и биологию обитателей живого уголка, название животных и растений 2.Условия необходимые для содержания обитателей живого уголка. 3.2. Способы и формы проверки результатов Дискуссии, исследовательская работа, наблюдение за природными объектами Оценочные материалы За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному положению о системе оценивания. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов № Наименование разделов и тем Всего 1. Что такое «Живой уголок»? 1 Теория Практик а Форма контроля 2. Джунгарские хомяки. Беседа: - Чем питаются - Как ухаживать - Как различить пол - Продолжительность жизни -Что необходимо для обустройства хомяка - Особенности у хомяков 12 2 10 3. Красно-ухая черепаха. Беседа: - Кто такие красноухие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Очистка панциря - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение Декоративные кролики Беседа: - Половые отличия - Обитание в природе - Сложность содержания - Содержание в клетках - Какие болезни бывают - Получения потомства - Интересные факты Сухопутная черепаха Беседа: - Кто такие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение Все о растениях. Все об уходе за комнатными растениями. Лекарственные растения 16 2 14 16 2 14 15 2 13 12 2 10 11 61 4. 5. 6. Итого 72 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Тема 1.3. Основные понятия курса. Теория. Практика. Формы контроля. 1. Что такое «Живой уголок»? 2. Джунгарские хомяки. Беседа: - Чем питаются - Как ухаживать - Как различить пол - Продолжительность жизни -Что необходимо для обустройства хомяка - Особенности у хомяков 3. Красно-ухая черепаха. Беседа: - Кто такие красноухие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Очистка панциря - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение 4. Декоративные кролики Беседа: - Половые отличия - Обитание в природе - Сложность содержания - Содержание в клетках - Какие болезни бывают - Получения потомства - Интересные факты 5. Сухопутная черепаха Беседа: - Кто такие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение 6. Все о растениях. Все об уходе за комнатными растениями. Лекарственные растения 2.3. Календарный учебный график Календарный организации. учебный график согласуется Количество учебных недель Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) с календарным учебным графиком 36 декабрь май Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения Календарный учебный график № Тема. Содержание учебного материала Количество План часов 1 Что такое «Живой уголок»? 1 2 Джунгарские хомяки. Беседа: - Чем питаются - Как ухаживать - Как различить пол - Продолжительность жизни -Что необходимо для обустройства хомяка - Особенности у хомяков 12 3 Красно-ухая черепаха. Беседа: - Кто такие красноухие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Очистка панциря - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение . 16 Декоративные кролики Беседа: - Половые отличия - Обитание в природе - Сложность содержания - Содержание в клетках - Какие болезни бывают - Получения потомства - Интересные факты 16 Факт Сухопутная черепаха Беседа: - Кто такие черепахи - Чем питается и как правильно кормить - Особенности обращения - Правильное содержание в домашних условиях - Размножение Все о растениях. Все об уходе за комнатными растениями. Лекарственные растения 15 12 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Исследовательский • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: индивидуально-групповая, групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседая Педагогические технологии: • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология дистанционного обучения • Технология исследовательской деятельности • Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: • Образцы изделий 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы: Материально-техническое обеспечение: - Стол - Клетка 2 шт - 1 аквариума - лейка