Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «__»______ ____ г.,
протокол № ___
Утверждаю:
Директор МАУ ДО «Бабушкинский
ДДТ»
____
_________Ю.А.Лагерева
Приказ № 10 от «15 » сентября 2023г
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность: естественнонаучная
«Живой уголок
Возраст учащихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Янина Алена Викторовна, педагог
дополнительного образования
г.Бабушкин,2023 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Живой уголок»
(далее - Программа) реализуется в соответствии с естественнонаучная
направленностью образования и основывается на следующих нормативноправовых актах:
•
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
•
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»
•
•
1.2. Актуальность программы обусловлена многими отрицательными факторами,
присущие современной цивилизации, привели к тому, что люди в городах инстинктивно
ищут прямые контакты с живой природой. Разведение цветов, содержание декоративных
птиц, рыбок и других животных – все это результат оторванности человека от природы.
Люди не могут жить без постоянного общения с ее объектами. Воспитательное значение
природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,
делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль природы в
воспитании детей.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы,
где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Основная задача уголка живой природы – воспитание в учениках бережного
отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и
наблюдение за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно
актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное
«индифферентное» отношение к природе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с
животными объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют
развитию исследовательских умений.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а если ещё самому ухаживать,
кормить, чистить клетки, выгуливать, наблюдать, как твой питомец растёт, радуется
встрече с тобой. Если ребёнок на своём опыте убедится, что животные умеют думать,
скучать, радоваться, что дружить с животными куда лучше, чем причинять им боль, то
только тогда дети поймут, что кроме нас, людей, на планете существуют животные, и их
надо уважать. Проявление этих качеств у ребят высшая награда за вложенный труд.
1.3. Отличительные особенности программы.
Программа модифицированная. Отличительной особенностью данной программы
является то, что обитатели живого уголка являются прекрасным условием для развития
интереса учащихся к учебно - исследовательской деятельности, возможность проводить
простейшие опыты с растениями и животными, наблюдать за ними, а затем
анализировать наблюдения и делать выводы.
Вид программы: модифицированная
1.4. Педагогическая целесообразность данной дополнительной программы состоит в
возможности использования детьми приобретенных знаний в последующем освоении
предметов общеобразовательных школ, а также в повседневной жизни. Приобретенные
естественнонаучные знания помогут ребятам определять возможные причины
наблюдаемых в природе отрицательных изменений, а также определять необходимые
меры охраны природы.
1.5. Цель программы – формирование у воспитанников способность осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в
относительной гармонии с природой.
1.6. Задачи
1. Формировать умения и навыки грамотного содержания и ухода за домашними
животными.
2. Формировать ответственность за содержание, уход и кормление животных
находящихся в объединении; бережное отношение к материальному оснащению
объединения.
3. Формировать понятия о взаимосвязях в природе.
4. Развить духовную потребность в общении с природой
Образовательные (обучающие) - сформировать определенные знания, умения, навыки,
компетенции. сформировать теоретические знания, характерные для естественнонаучного
вида деятельности, научить конкретным умениям в данной области: освоение знаний
растительного и животного мира, овладение представлениями о взаимосвязях животных и
растений с окружающей средой, с другими видами организмов
Развивающие – развивать познавательный интерес, , любознательности кружковцев.
Развитие интереса к живой природе, а следовательно бережного отношения к ней.
\совершенствование умения и формирования навыков работы с живыми объектами.
Воспитательные – направлены на освоение и присвоение общекультурных
ценностей, формирование положительных качеств личности Воспитание положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей
среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Воспитание любви к Родине,
природе родного края.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа ориентирована на обучающихся 7-10 лет
1.8. Форма обучения:
Очная, в т.ч. самостоятельные занятия.
Занятия проводятся по группам.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
Программа рассчитана на 72 часа.
2.2. Срок реализации программы
1 год
2.3. Режим занятий: _2_ раза в неделю по __45__ минут.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать
1.Название и биологию обитателей живого уголка, название животных и растений
2.Условия необходимые для содержания обитателей живого уголка.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Дискуссии, исследовательская работа, наблюдение за природными объектами
Оценочные материалы
За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения
результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании
Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному
положению о системе оценивания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
Всего
1.
Что такое «Живой уголок»?
1
Теория
Практик
а
Форма
контроля
2.
Джунгарские хомяки.
Беседа:
- Чем питаются
- Как ухаживать
- Как различить пол
- Продолжительность жизни
-Что необходимо для обустройства
хомяка
- Особенности у хомяков
12
2
10
3.
Красно-ухая черепаха.
Беседа:
- Кто такие красноухие черепахи
- Чем питается и как правильно
кормить
- Очистка панциря
- Особенности обращения
- Правильное содержание в
домашних условиях
- Размножение
Декоративные кролики
Беседа:
- Половые отличия
- Обитание в природе
- Сложность содержания
- Содержание в клетках
- Какие болезни бывают
- Получения потомства
- Интересные факты
Сухопутная черепаха
Беседа:
- Кто такие черепахи
- Чем питается и как правильно
кормить
- Особенности обращения
- Правильное содержание в
домашних условиях
- Размножение
Все о растениях.
Все об уходе за комнатными
растениями.
Лекарственные растения
16
2
14
16
2
14
15
2
13
12
2
10
11
61
4.
5.
6.
Итого
72
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1.3. Основные понятия курса.
Теория.
Практика.
Формы контроля.
1. Что такое «Живой уголок»?
2. Джунгарские хомяки.
Беседа:
- Чем питаются
- Как ухаживать
- Как различить пол
- Продолжительность жизни
-Что необходимо для обустройства хомяка
- Особенности у хомяков
3. Красно-ухая черепаха.
Беседа:
- Кто такие красноухие черепахи
- Чем питается и как правильно кормить
- Очистка панциря
- Особенности обращения
- Правильное содержание в домашних условиях
- Размножение
4. Декоративные кролики
Беседа:
- Половые отличия
- Обитание в природе
- Сложность содержания
- Содержание в клетках
- Какие болезни бывают
- Получения потомства
- Интересные факты
5. Сухопутная черепаха
Беседа:
- Кто такие черепахи
- Чем питается и как правильно кормить
- Особенности обращения
- Правильное содержание в домашних условиях
- Размножение
6. Все о растениях.
Все об уходе за комнатными растениями.
Лекарственные растения
2.3. Календарный учебный график
Календарный
организации.
учебный
график
согласуется
Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
с
календарным
учебным
графиком
36
декабрь
май
Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения
Календарный учебный график
№
Тема. Содержание учебного материала
Количество План
часов
1
Что такое «Живой уголок»?
1
2
Джунгарские хомяки.
Беседа:
- Чем питаются
- Как ухаживать
- Как различить пол
- Продолжительность жизни
-Что необходимо для обустройства хомяка
- Особенности у хомяков
12
3
Красно-ухая черепаха.
Беседа:
- Кто такие красноухие черепахи
- Чем питается и как правильно кормить
- Очистка панциря
- Особенности обращения
- Правильное содержание в домашних
условиях
- Размножение
.
16
Декоративные кролики
Беседа:
- Половые отличия
- Обитание в природе
- Сложность содержания
- Содержание в клетках
- Какие болезни бывают
- Получения потомства
- Интересные факты
16
Факт
Сухопутная черепаха
Беседа:
- Кто такие черепахи
- Чем питается и как правильно кормить
- Особенности обращения
- Правильное содержание в домашних
условиях
- Размножение
Все о растениях.
Все об уходе за комнатными растениями.
Лекарственные растения
15
12
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Исследовательский
• Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности: индивидуально-групповая,
групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседая
Педагогические технологии:
• Технология группового обучения
•
Технология коллективного взаимодействия
•
Технология дистанционного обучения
•
Технология исследовательской деятельности
•
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
•
Образцы изделий
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие
реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
- Стол
- Клетка 2 шт
- 1 аквариума
- лейка