08.01.2020
Интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных
видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной
игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий.
Игра в шашки развивает логическое мышление, тренирует память, воспитывает
настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет,
формирует характер, зарождает в человеке творческое начало.
Направленность:
Физкультурно-спортивная
ПЕДАГОГИ
Шевелева Юлия Александровна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, образование высшее, ИГЛУ (2001), профессиональная переподготовка "Тренер-преподаватель по физической культуре и спорту" (2018)
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
углубленный
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ
русский
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
очная
НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ
5 лет
ПРАКТИКА
не предусмотрена
ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ, КУРСАХ , ДИСЦИПЛИНАХ (МОДУЛЯХ),
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ:
Актуальность:
Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям,
легче усваивать учебный материал. Игра в шашки развивает память и
усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения не
только в игре, но и в жизни.
Новизна:
Обучение игре шашкам предполагает широкое использование технических средств.
Адресат программы: настоящая программа предназначена для работы с
детьми, в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для
обучения от 7 до 15 лет.
Цель программы:
Создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре
в русские шашки.Обучение правилам игры в шашки. Формирование умения играть
без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения
в игре к противнику.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. История развития шашек.
Теория. Древность шашечной игры. История возникновения и пути
распространения в Мире. Легенды о шашках.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
2. Правила вида спорта "Шашки«.
Теория. Цель и смысл игры. Основные правила игры. Виды ничейных
окончаний и количество ходов: 2 и 3 фигурные окончания, 1 дамка на большой
дороге против 3 дамок, против 2 дамок и простой, против дамки и двух
простых.
Практика. Игровые задания, решение задач.
Форма контроля: опрос
3. Первоначальные понятия.
Теория. Три стадии партии: дебют – (начало), миттельшпиль –
(середина), эндшпиль – (окончание). «Большая дорога» ("главная
дорога", "большак«). «Простая» и «дамка», их отличия. Сила дамки
и её преимущество над простой. «Дальнобойность дамки». "Лишняя
шашка". "Заключение«. «Размен». «Нападение» и «защита».
«Беззащитная шашка». «Изолированная шашка». «Любки». «Оппозиция».
"Решето". "Прорыв«. «Подрыв дамочных полей». «Свободный
темп» ("роздых"). Практика. Спарринг-игры, игровые задания,
решение задач.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
4. Тактика.
Теория. Способы выигрыша шашки: одну отдать – две забрать, нападение на
беззащитную шашку, нападение на две шашки одновременно (любки). Типичные
удары в начале и середине партии, роль колонн и рогаток. Использование
решета в позиции соперника. Жертва шашки, основные цели жертвы: проход в
дамки, выигрыш шашки, защита от прорыва, достижение ничьи. Тактические
построения: "колонна из 2 шашек", "колонна из 3 шашек«,
«рогатка», «мини-рогатка», "мостик«.
Практика. Спарринг-игры, игровые задания, решение задач.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
5. Стратегия.
Теория. Центр и фланги, преимущество центральных шашек над
бортовыми, простейшие проходы в дамки. Использование «лишних
шашек». Простейшее планирование игры.
Практика. Спарринг-игры, игровые задания, решение задач.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
6. Дебют.
Теория. Начальные сведения о развитии сил в начале партии.
Планирование игры в дебюте.
Практика. Спарринг-игры, игровые задания, решение задач.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
7. Эндшпиль.
Теория. Дамочный эндшпиль, способы ловли дамки: «с помощью
размена», «с помощью шлагбаума», «с помощью петли». Типичные
приёмы в эндшпиле: «застава», «столбняк», «трамплин»,
«петлеобразный шлагбаум». Борьба простых: «размен и оппозиция»,
отбрасывание шашек противника от своих дамочных полей.
Форма контроля: опрос, педагогическое наблюдение
8. Ознакомительные и тематические турниры.
Практика. В практической части занятия или полностью занятие,
ознакомительные турниры среди новичков, тематические для
закрепления навыков разыгрывания определённых позиций.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
9. Спарринг-игры.
Практика. Используются полностью занятия или дополняют
теоретическую часть с разыгрыванием заданных позиций. Применение форы в
1-3 шашки.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика. Правила проведения сеансов, консультационные партии,
конкурсы решения комбинаций, конкурсы на самую красивую
проведённую комбинацию, на составленную комбинацию.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
11. Классификационные турниры.
Практика. Участие в различных турнирах, соответствующих возрасту и уровню
обучающихся. Выполнение разрядных норм.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
12. Общая физическая подготовка.
Практика. В перерывах или полностью занятия с подвижными играми. Форма
контроля: педагогическое наблюдение
13. Приём контрольных нормативов.
Практика. Начальное, промежуточное, итоговое тестирование.
Проверка выполнения и усвоения программы. Перевод в следующую
группу. Условия: вопросы по истории развития шашек, шашечному кодексу
и первоначальные понятия. Задачи по первоначальным понятиям.
Форма контроля: Тестирование
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемыерезультаты
Личностные:
1. Устойчивая мотивация к занятиям шашками.
2. Осознанный выбор к организации содержательного досуга.
3. Способность к установлению связи между поставленной целью, мотивом
и качеством игры.
Предметные:
1. Представления об игре в шашки как среде эмоциональной коммуникации.
2. Знания об истории появления шашечной игры, шашечном кодексе.
3. Знания о правилах шашечной игры, буквенно-цифровом ряде и нотации.
4. Представления об основах композиционной игры.
Метапредметные:
1. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе игры.
2. Развитие умения управлять своей деятельностью посредством
активизации внимания, памяти, образного мышления.
3. Развитие умений планировать, анализировать и осуществлять
корректировку игры.
4. Формирование умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию по игре в шашки.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
без ограничений
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
20 комплектов шашек и
досок, интерактивная панель, часы.