Образовательная программа 2023-2024 учебный год

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «15» сентября 2023 г.,
протокол №3

Утверждаю:
Директор МАУ ДО

«Бабушкинский ДДТ» ___
Ю.А.Лагерева
Приказ № 9 от 15 сентября 2023
года

Образовательная программа муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» МО
«Кабанский район» Республики Бурятия
на 2023-2024 учебный год

г. Бабушкин, 2023

Содержание образовательной программы
1. Введение. Цели и задачи программы.
2. Организация образовательного процесса
3. Учебный план, регламентирующий образовательный процесс и
перечень программ, его обеспечивающий
4. Содержание дополнительного образования в ДДТ
5. Формы учета и контроля достижений обучающихся
6. Учебно-методическое обеспечение реализации образовательной
программы в ДДТ
7. Ресурсное обеспечение программы
8. Сотрудничество с социальными партнерами
9. Управление реализацией программы

Информационная справка об учреждении
Дата открытия
учреждения
Учредитель

Директор
учреждения
Юридический адрес

Основная цель
учреждения

Структура
учреждения

Характеристика
здания

Социальное
окружение, наличие
в микрорайоне
других
образовательных
учреждений

1995 год
МКУ "Районное управление образования"
Администрации МО "Кабанский район". Адрес
учредителя: 671200, Республика Бурятия, Кабанский
район, с. Кабанск, ул. Кирова, д. 10
Лагерева Юлия Анатольевна
671230, Бурятия, Кабанский район, г.Бабушкин, ул.
Комсомольская, д. 25
e-mail babushkinddt@bk.ru
сайт https://babushkinddt.buryatschool.ru/
Создание единого образовательно-воспитательного
пространства в социуме, обеспечивающего развитие
каждого ребенка в соответствии с его склонностями и
интересами; развитие мотивации личности к познанию
и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах
личности, общества, государства
В составе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» 16
объединений различной направленности:
физкультурно-спортивная,
художественная,
естественнонаучная,
техническая.
Образовательная деятельность ведётся в двухэтажном
деревянном здании постройки 1934 года, которое
является памятником истории и культуры
Регионального значения «Эвакогоспиталь», по адресу:
671230, Бурятия, Кабанский район, г. Бабушкин, ул.
Комсомольская, д. 25
МАОУ «Мысовская СОШ №56», МАОУ Детский сад
«Тополек», Городской музей, Городская библиотека,
КДЦ «Снежный», Детская школа искусств.

Социальные
партнёры
учреждения

Общеобразовательные учреждения, отдел социальной
защиты населения, инспекция по делам
несовершеннолетних, музей, библиотека, учреждения
культуры и др

Численность
учащихся

Численный учащихся за счет бюджетных
ассигнований 764 (по услугам) , 414 физических лиц,
в возрасте от 5 до 18 лет.
Характеристика контингента учащихся по возрасту:
Учащиеся дошкольного возраста – 17%
учащиеся младшего школьного возраста - 49%
учащиеся среднего школьного возраста – 28 %
старшеклассники - 6 %
В соответствии с Уставом учреждение работает с 8.00
до 20.00 часов.
Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей
недели.
Учреждение организует учебные занятия в течение
всего календарного года.
Продолжительность одного занятия – от 30 до 45 мин с
10-минутным перерывом между занятиями для
обеспечения активного отдыха обучающихся. Каждая
возрастная категория занимается не более 3
академических часов в день в учебные дни, в выходные
и каникулярные дни - не более 4 академических часов в
день.
2 смены (первая и вторая половина дня)

Краткая
характеристика
контингента
учащихся
Режим
образовательного
учреждения

Продолжительность
занятий

Количество смен
Характеристика
кадрового состава

Уровень
квалификации
педагогических

Педагогический коллектив – 16 человек, из них:
- 1 административный работник (совмещение по
должности педагог дополнительного образования)
- 10 педагогов доп. образования (в том числе
директор)
- Технический персонал - 1 завхоз, 2 уборщицы, 1
рабочий по комплексному обслуживанию здания
Постоянные работники – 6 чел
Совместители – 2 чел ( чел – внешние)
7 педагогов имеют высшее профессиональное
образование;
3 - среднее специальное
4 педагогических работника имеют первую

работников

Программное
обеспечение

квалификационные категорию:
5 чел.- соответствуют занимаемой должности.
1 чел.- работает в учреждении менее 2лет.
по педагогическому стажу:
до 3 лет – 3 чел.
От 3 до 8 лет – 1 чел.
от 8 до 16 лет – 1 чел.
от 16 до 20 лет – 1 чел.
от 20 и более – 4 чел.
по возрасту:
- до 25 лет – 0 чел.;
- от 25 до 35 лет – 1 чел.;
- старше 35 лет – 9 чел.
100 % педагогов владеют ИКТ, 100 % педагогов
используют Интернет-ресурсы в повышении своей
информационной компетентности, а также широко
используют в учебном процессе в качестве
демонстрационного, обучающего и диагностического
средств в различных направлениях деятельности.
В «Бабушкинский ДДТ» реализуется 16
дополнительных общеразвивающих программ, 6
художественной направленности, 6 физкультурноспортивной, 2 технической направленности, 2
естественнонаучной направленности.

Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и
нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий
документ, характеризующий цели и задачи обучения, воспитания и развития
обучающихся, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры
учащихся, духовно – нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, обеспечивающие их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программа разработана с учетом типа и вида учреждения, образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Целью образовательной программы ДДТ является: создание условий для
обеспечения качества и доступности дополнительного образования, выполнение
заказа сообщества на дополнительные образовательные услуги, направленные на
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
1. Удовлетворение потребностей заинтересованного социума в дополнительных
образовательных услугах.
2. Повышение качества образовательной услуги за счет совершенствования
ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение

профессиональной компетентности сотрудников ДДТ, укрепление
межведомственных связей учреждения, совершенствование материальнотехнической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативноправовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).
1. Организация образовательного процесса

Организация и построение образовательного процесса - это одно из основных
направлений деятельности ДДТ, реализуемое через разнообразие программ
дополнительного образования детей.
На основе принципов дифференциации, индивидуализации, вариативности
образования с учетом реальных условий ресурсного обеспечения, педагогами
дополнительного образования конструируется содержание программ, формы и
методы обучения детей. Причем, в соответствии с уровнем психического и
физического развития возможна корректировка в зависимости от конкретных
возможностей, способностей и запросов ребенка.
В основе образовательного процесса ДДТ лежит деятельностный подход, то
есть создание пространства различных видов деятельности, обеспечивающих
совершенствование творческих способностей и возможностей обучающихся.
Приоритетом является не то, сколько информации получил и усвоил каждый
обучающийся, а какие практические способы мышления, понимания, действия
он освоил, сделал своими, нужными для активного участия в собственной жизни.
Образовательный процесс характеризуется следующими особенностями:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное, от учебы время;
-психологическая атмосфера носит неформальный характер, не
регламентируется обязательствами и стандартами;
- детям предоставляется возможность сочетать различные направления и
формы занятий;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую;
- обучение организуется на добровольных началах.
Дополнительное образование имеет развивающий характер, направлено на
развитие природных задатков и склонностей, реализацию интересов детей и
развитие общих, творческих и специальных способностей. Соответственно,
достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков
является не самоцелью построения процесса образования, а средством
многогранного развития личности.
Основной формой организации педагогического процесса являются учебнопрактические занятия, обучающий характер которых дополняется экскурсиями,
играми, проектной деятельностью и расширяется воспитательным воздействием
через выставки, соревнования, конкурсы и праздничные мероприятия.
Творческая деятельность детей и подростков в объединениях ДДТ предоставляет
возможность для развития активной, социально адаптируемой личности
школьников.
Ведущей педагогической технологией является технология творческой
деятельности, имеющая целью достижение творческого уровня обучающихся. В
её основе лежат организационные принципы:
- социально полезная направленность деятельности;
- сотрудничество детей и взрослых;

- творчество.
Эта технология позволяет выявить, учесть, развить творческие способности и
пробудить их к многообразной творческой деятельностью с выходом на
конкретный продукт, которая фиксирует (модель, макет изделие), а так же
воспитать общественно активную творческую личность и способствовать
организации социального творчества в конкретных ситуациях.
Данная технология предполагает такую организацию совместной
деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в
планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Широко
используется игра, состязательность, соревнование. Творческая деятельность
разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную
значимость. Основной метод обучения - продуктивное, равноправное общение,
на основе субъектной позиции личности. Учебные кабинеты создаются как
творческие мастерские, в которых обучающиеся получают общекультурную и
углубленную подготовку. Для технологии творчества характерны следующие
возрастные этапы деятельности:
дошкольный, младший школьный возраст
- игровые формы творческой деятельности;
- освоение элементов творчества в практической деятельности;
- поиск и нахождение в себе способностей к творчеству.
средний школьный возраст
- прикладное творчество (техническое мастерство, художественное
моделирование);
- участие в массовых мероприятиях (выставки, смотры, конкурсы,
соревнования).
старший школьный возраст
- выполнение проектов, направленных на актуализацию творческих
возможностей обучающихся, умения интегрировать свои знания;
- достижение высокого мастерства.
Педагогами ДДТ используются так же другие образовательные технологии, в
том числе личностно-ориентированные:
- технология дифференцированного обучения по интересам;
- групповые технологии, предполагающие организацию совместных
действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание и взаимопомощь
(групповой опрос; общественный просмотр работ, учебные встречи;
интегрированные занятия и др.);
- технология коллективного взаимообучения.
- технология проблемного обучения.
- технология проектной деятельности.
- игровые технологии.

2.Учебный план, регламентирующий образовательный процесс и перечень
программ, его обеспечивающий
Учебный план МАУ ДО «Бабушкинский Дом детского творчества» составлен
в соответствии:
Нормативной базой для определения стратегии развития дополнительного
образования в образовательном учреждении и формирования уровня оценки
качества
дополнительного образования являются:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам от 29.11.2018 г. № 52831;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №
1726р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН
1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.01.2021 N 62296)
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
6.Уставом и локальными актами МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»;
Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного
учреждения в области дополнительного образования:
1. Учебный план дополнительного образования;
2. Календарный учебный график;
3. Приказы ОУ на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного
образования;
4. Приказы на зачисление, отчисление детей из ОДО;
5. Должностные инструкции педагогов дополнительного образования;
6. Образовательная общеразвивающая программа образования;
7. Расписание занятий.
2.Учебный план дополнительного образования детей ориентирован на 36
учебных недель в год: со 2 сентября по 28 мая. Занятия проводятся согласно

расписанию, которое утверждается директором с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос занятий или
изменение согласовывается с администрацией и оформляется документально. В
период школьных каникул занятия проводятся по специальному расписанию и
по согласованию с администрацией ОУ.
3.Контроль. Выполнение учебного плана контролируется администрацией ОУ,
согласно графика внутреннего контроля (по журналам, а также через посещение
занятий, открытых мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций;
изучение и утверждение программ, тематики планирования занятий).
При формировании объединений дополнительного образования учитываются:
- свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного
детского объединения в другое;
- творческая индивидуальность ребенка;
- создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном
темпе.
4. Направленности дополнительных образовательных программ в 2023-2024
учебном году следующие:
1) техническая;
2) естественнонаучная;
3) физкультурно-спортивная;
4) художественная;
Программы имеют личностный характер и учитывают потребности детей, их
родителей, социальной среды в целом. Программы направлены на развитие
личности ребенка и строятся с учетом дифференцированного и индивидуального
образования, воспитания, развития детей и подростков.
Цель: создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения
личности учащихся.
Задачи:
- Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным
направлениям.
- Повысить качество работы ДО через привлечение новых квалифицированных
специалистов, повышение контроля за деятельностью педагогов ДО за счет
повышения методической и профессиональной подготовки педагогов;
- Создать условия для привлечения к занятиям в системе ДО большего числа
обучающихся среднего и старшего возраста.
- Продолжить работу с детьми «группа риска», выявлять и развивать творчески
одаренных детей, подготавливать их к участию в различных творческих
конкурсах, заботиться о физическом здоровье обучающихся.
- Продолжать накапливать и систематизировать материалы по работе
объединений дополнительного образования (буклеты, презентации и т.д.).
- Расширять различные виды деятельности в системе дополнительного
образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей
детей, их ранней профориентации.
- Воспитывать уважение к истории, культуре своего и других народов и уметь
ориентироваться в информационном пространстве;

Занятия проводятся по дополнительным общеразвивающим программам как в
одновозрастных, так и в разновозрастных группах. При формировании групп
учитываются возрастные особенности детей. Реализуя образовательные
программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие,
воспитательные задачи. Прием детей в творческие объединения осуществляется
по желанию обучающихся, на основе заявлений родителей (законных
представителей). Формы занятий детских объединений самые разные: лекция,
беседа, игра, диспут, экскурсия, исследовательский опыт, коллективнотворческое дело и.т.д.
Начало учебного года – 1 сентября, для вновь сформированных групп с 7
сентября.
Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в
соответствии с запросами детей и родителей, с учётом социального заказа,
стандарта муниципальной услуги дополнительного образования, и
утверждается директором
МАУ ДО «Бабушкинский Дом детского творчества».
Недельная нагрузка на одну учебную группу определяется администрацией по
согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста
обучающихся, продолжительности освоения образовательной программы, как
правило, от 2 до 8 часов. Занятия проводятся 1, 2,3 раза в неделю.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учётом
загруженности кабинетов, сменности занятий в образовательных учреждениях,
пожеланий родителей и детей по принципу 5-дневной рабочей недели.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах:
- для 5-7 лет 25-30 минут;
-для 8-10 лет-40-45 минут;
Для остального контингента обучающихся – 45 минут.
С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, достижения
результативности работы с обучающимися, для организации работы с
одаренными детьми, детьми «группы риска», с детьми ограниченных
возможностей, в объединениях художественно-эстетической направленности
занятия могут проводиться по подгруппам или индивидуально.
Основанием для зачисления обучающихся в объединения является письменное
заявление законных представителей.
5 Формы аттестации контроля знаний. С обучающимися проводится
промежуточная и итоговая аттестация. Так же для отслеживания результатов
деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования
проводятся отчетные концерты, открытые занятия, показательные выступления
спортивных и танцевальных групп, семинары, концерты, выставки и т.д.
Хорошим показателем работы является участие детских объединений в
конкурсах и фестивалях различного уровня, внеклассных мероприятий и др.
2. Содержание дополнительного образования в организации
Системообразующим элементом модели дополнительного образования в ДДТ
является пакет образовательных программ по 2 направленностям:
1) техническая- 2 программы;
2) естественнонаучная- 2 программы;
3) физкультурно-спортивная- 5 программ;

4) художественная- 7 программ
Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы рекомендованы
методическим советом и приняты педагогическим советом.
Объем образовательных услуг ДДТ определяется муниципальным заданием.

Наименование
образовательн
ой программы

Направле
нность

1

Художес
твенная

Лагерева
Ю.А.

Художес
твенная
Художес
твенная

Шленская
И.С.
Казицина
А.А.

Лепка
3 Рукодельни
ца
4 Студия
«Гламур»

5 Творческая Художес
мозаика
твенная
6 Мульстуди
Художес
я
твенная
9 КомпьютернаяХудожес
графика
твенная
1 Гиревой
Физкульт
0 спорт
урноспортивн
ая
1 Настольны
Физкульт
1
й теннис
урноспортивн
ая
1 Шашки
Физкульт
2
урноспортивн
ая
1 Волшебные Физкульт
3
шашки
урноспортивн
ая
1 Шахматы
Физкульт
4
урноспортивн
ая
1 Экознайка
Эколого5
биологич
еская
1 Живой
Эколого6
уголок
биологич
еская
1 Робототехн Техничес
7
ика
кая
1 Программи Техничес
8
рование
кая
1 Изо-студия Художес
9
твенная
1 Педагог8
организато
р
Итого:

ФИО
педагога

Количество учебных часов в
неделю
1
2
3
4
Вс
год
год
год год ег
о

Количество учебных
групп
1
2
3
4
год
го го
го д
д
д

В
се
г
о

Количество
обучающихся
1
2
3
год г
го
о
д
д

4

10

-

4

18

2

5

-

1

8

23

56

4

-

-

-

4

1

-

-

-

1

15

10

4

-

-

14

4

1

-

-

5

Казицина
А.А.
Черных
Л.П.
Черных
Л.П.
Днепровски
й А.А.

4

-

-

-

4

2

-

-

-

4

6

-

-

10

2

3

-

-

18

-

-

18

4

-

-

-

6

6

-

Шевелева
Ю.А.

3

3

6

6

18

1

Шевелева
Ю.А.

3

-

-

3

6

1

-

-

1

2

Матвеевски
й А.В.

8

2

-

-

10

4

2

-

-

Матвеевски
й А.В.

2

10

6

-

18

2

5

1

Янина А.В.

8

-

-

-

8

4

-

Казаченко
С.В.

-

1

-

-

1

-

Казаченко
С.В.
Якушева
Г.А.
Вакансия

8

10

-

-

18

-

2

-

-

18

-

-

-

9

85

4
г
о
д

Вс
ег
о

-

1
5

94

-

-

-

15

49

16

-

-

2

21

-

-

-

65
21

-

5

23

42

-

-

65

-

-

4

-

47

-

-

47

-

-

1

1

-

-

-

2
0

20

1

1

1

4

20

2
0

1
2

73

21

20

-

-

1
4

34

6

48

30

-

-

78

-

8

30

71

1
9

-

12
0

-

-

4

24

-

-

-

24

1

-

-

1

-

12

-

-

12

4

4

-

-

8

49

35

-

-

84

2

-

1

-

-

1

-

12

-

-

12

18

5

5

45

-

45

6
5

36
7

6
1

80
9

9

66

12

19

18
2

32

27

2

4

342

3
9

Характеристика дополнительных общеразвивающих программ и
места их реализации
Программа художественная направленность «Вдохновение»
Цель: развитие индивидуальных творческих способностей и возможностей,
предпрофессиональная ориентация и адаптация к современным условиям жизни.
Задачи: развивать у детей способности к самостоятельной и коллективной
деятельности;
формировать навыки художественного труда, ориентировать на
профессиональную деятельность, связанную с творчеством и художественным
вкусом;
воспитывать любовь к народному творчеству;
развивать образное художественное мышление;
развивать политехническое мышление: чтение и составление эскизов.
Объединение «Лепка»
Общее направление
Программа «Лепка» является модифицированной, имеет
программы
художественную направленность.
Главная цель
программы
Базовые темы

Образовательный
материал

Актуальность
Условия приема в
творческое
объединение
Возраст

Развитие творческих способностей детей средствами
различных видов декоративно-прикладного искусства,
воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных
качеств личности.
Основы цветоведения
Основные способы лепки
Основы композиции
Лепка простых форм
Лепка из солёного теста
Лепка из глины
Лепка из полимерной глины
- материал из специализированных компьютерных
программ по тестопластике, дизайну;
- литература по изучению народных традиций;
- литература о правильной заготовке природного
материала;
- дидактический, раздаточный материал: схемы, шаблоны.
Занятия в мастерской дают возможность раскрыть у
ребенка потребность в творчестве
Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.
Учащиеся 7 – 14 лет

Ожидаемые
результаты

- приобщение детей к культурному наследию района,
города, декоративно-прикладному творчеству;
- умение внимательно вглядываться в жизнь, бережно
относиться к природе;
- преемственность между поколениями (дети-взрослые);
- создание выставочного материала с участием в ярмарках,
конкурсах, праздниках;
- участие в городских, районных, республиканских ,
всероссийских мероприятиях.
Срок освоения.
Программа рассчитана на 3 года
Кол-во часов
4 час./нед.
Место освоения
Кабинет
Форма аттестации по 1. Зачёт (победа, участие в конкурсе декоративноокончании срока
прикладного творчества)
обучения
2. Творческая работа (самостоятельно разработанный
проект изделия, изготовление изделия, творческая
исследовательская работа по одной из тем курса)
Объединение «Декоративное творчество» (адаптированная)
Общее направление
Является продолжением изучения смежных предметных
программы
областей (изобразительное искусство, технология,
математика, история)
Главная цель
Создание условий для развития индивидуальных
программы
творческих способностей и возможностей воспитанников,
творческой самореализации личности.
Базовые темы
Конструирование, моделирование шаблонов для
творчества.
Платилинография
Тестопластика
Бумагопластика
Бисероплетение
Изготовление кукол
Образовательный
- видеоматериалы, обучающие диски
материал
- дидактический, раздаточный материал: схемы, шаблоны
- материал для творчества (тесто, бисер и т.д.)
Актуальность
Занятия в мастерской дают возможность раскрыть у
ребенка потребность в творчестве
Возраст
Учащиеся 6 – 10 лет
Условия приема в
Набор производится без предварительного отбора или
творческое
проверки, по желанию детей.
объединение
Ожидаемые
- приобщение детей к культурному наследию района,
результаты
города, декоративно-прикладному творчеству;
- умение внимательно вглядываться в жизнь, бережно
относиться к природе;
- создание выставочного материала с участием в ярмарках,
конкурсах, праздниках;
- участие в региональных и районных конкурсах.

Срок освоения.
Кол-во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения
«Рукодельница»
Общее направление
программы
Главная цель
программы
Базовые темы

Образовательный
материал
Актуальность
Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты
Срок освоения.
Кол-во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения
Творческая мозаика
Общее направление
программы
Главная цель
программы
Базовые темы

Программа рассчитана на 4 года
2 час./нед.
Кабинет
1. Зачёт (победа, участие в конкурсе декоративноприкладного творчества)
2. Творческая работа (самостоятельно разработанный
проект изделия, изготовление изделия, творческая
исследовательская работа по одной из тем курса)
Углубленное изучение предмета технологии входящего в
курс общеобразовательного учреждения
Развитие творческих способностей детей средствами
рукоделия, воспитание нравственно-эстетических и
коммуникативных качеств личности.
Предметы домашнего интерьера.
Лоскутная техника.
Изделия из лент.
Изготовление швейных изделий.
Дидактический раздаточный материал: схемы, выкройки,
шаблоны. Литература по темам: мягкая игрушка, лоскутная
техника, журналы мод.
Умения в рукоделии актуальны в повседневной жизни
10 – 14 лет
Навыки работы на швейной машине (желательно), навыки
ручного шитья (желательно), активное желание ребенка
рукодельничать
- умение работать в различных художественных техниках,
самостоятельно создавать красочную или графическую
композицию, организовывать индивидуальные выставки
работ.
Программа рассчитана на 2 года обучения
4 ч./нед
Кабинет
1. Зачёт (победа, участие в творческих конкурсах
различного уровня)
2. Творческая работа (самостоятельная подготовка
швейного изделия, творческая исследовательская работа по
одной из тем курса)
Углубленное изучение предмета технологии входящего в
курс общеобразовательного учреждения
Развитие творческих способностей детей средствами
рукоделия, воспитание нравственно-эстетических и
коммуникативных качеств личности.
Поделки из природного материала
Аппликация

Образовательный
материал
Актуальность
Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Мозаика
Художественное складывание
Плетение
Объемное моделирование и конструирование
Поделки из бросового материала
Учебно-наглядные пособия
Раздаточный дидактический материал
сочетания различных видов и направлений творческой
деятельности способствует творческих способностей
личности ребенка
Учащиеся 6 – 10 лет
Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.

- Умение работать с различными материалами: бумагой,
солёным тестом, природным материалом, пластикой;
- Знание последовательности технологических операций
при выполнении творческого задания;
- Умение анализировать качество выполнения работы
Участие в выставках и конкурсах
Срок освоения.
Программа рассчитана на 1 год
Кол-во часов
2 час./нед.
Место освоения
Кабинет
Форма аттестации по 1. Зачёт (победа, участие в конкурсах декоративноокончании срока
прикладного творчества)
обучения
2. Творческая работа (самостоятельно выполненная работа
без помощи педагога, творческая исследовательская работа
по одной из тем курса)
Компьютерная графика и дизайн
Общее направление
Изучение компьютерной графики, не входящей в курс
программы
общеобразовательного учреждения
Главная цель
создание благоприятных условий для развития творческих
программы
способностей детей, математического и логического
мышления
Базовые темы

Образовательный
материал
Актуальность

« Растровая графика. Растровые графические редакторы»
Графический редактор Paint
Графический редактор Sketchpad
Дизайн и обработка изображений
Графический редактор Photoshop
Анимация. Буклет. Видео
ОС Windows; учебные компьютерные программы
Photoshop; презентации.
- заключается в необходимости знаний подобного свойства
для человека современного компьютеризированного мира и
времени цифровых технологий. Учащиеся приобретают

необходимые навыки, как для простой обработки
фотографии, так и создания собственной визитки, плаката,
презентации, анимированного рисунка, тем самым помогая
определиться с профессиональной сферой деятельности на
будущее.
Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

7-10 лет.
Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.

Срок освоения.
Кол-во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения

Младшая группа- 108 часов
Старшая группа- 216 часов
Кабинет
Выставки работ учащихся, участие в конкурсных
соревнованиях, их дальнейшее ориентирование на
освоение возможностей компьютерной графики.

В конце года обучения младшие учащиеся должны:
 знать основные инструменты растровой программы
Paint;
 иметь базовые знания о персональном компьютере и
навыки свободного ориентирования в графической
среде операционной системы (открытие, создание,
сохранение и т.д.);
 подбирать необходимые инструменты и строить
алгоритм действий для воплощения поставленных
творческих задач;
 использовать базовый набор инструментов и
возможности растровой программы для создания
собственных изображений, на основе знаний законов
и средств композиции, цветоведению и колористке;
 использовать возможности работы с цветом,
специальными эффектами и цветокоррекцией в Paint;
 уметь работать со слоями и масками, составлять
коллажные композиции;
 получить навыки работы с текстовыми объектами,
познакомиться с основами типографики;
 уметь использовать возможности векторных
инструментов в растровой программе, уметь
отличать их.

Мульстудия «Радужная анимация»
Общее направление
Анимации и мультипликации, дети приобретают навыки

программы

работы с различными мультимедиа приложениями,
знакомятся с различными профессиями (художника,
режиссера, сценариста, оператора, художникамультипликатора и др.) и имеют возможность проживать
эти роли, реализуясь и самовыражаясь при создании
медиапродукта.

Главная цель
программы

Развитие творческой деятельности детей в процессе
создания собственного медиапродукта (мультфильма).

Базовые темы

Графический редактор Paint
Сеть Интернет.
Основы работы в MicrosoftOfficePowerPoint.
Работа над творческим проектом.
История создания детской анимации.
Обзор программ для видео обработки
Видеоредактор Sony Vegas Pro
Видеоредактор OpenShot
Работа с фотоаппаратом. Фотосъемка кадров мультфильма.
Работа со звуком.
Работа над творческими проектами. Авторский
мультфильм в стиле StopMotion.
1. А.Левин «Самоучитель полезных программ»
(Нолидж, Москва, 2007).
2. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии
мультипликации. Учебное пособие. Детская
киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. Новосибирск, 2008. – 203 с.
3. В. Паронджонов, Занимательная информатика. –
М.: «Дрофа», 2008. – 192 с.: ил.
4. Газета «Информатика». Издательский дом Первое
сентября. Подшивка за 2005-2012г.г.
5. Гейн А.Г. Информационная культура. –
Екатеринбург: Учебная книга, 2007. – 86 с.
6. Журнал «Мой компьютер»
7. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.:
Просвещение, 2012.
8. Информатика в играх и задачах. 3 класс.
Методические рекомендации для учителя. – М.:
«Баласс», 2009. 128 с.
9. Иткин В.В. Карманная книга мульт-жюриста.
Учебное пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»
/В.В. Иткин. – Новосибирск, 2006. – 48 с.
10. Комиссаров Д.А., Станкевич С.И. «Персональный
учитель по персональному компьютеру» (Солон-

Образовательный
материал

11.
12.

13.

14.

15.

16.
17.

18.

19.

пресс, Москва 2009)
Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е.
Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва, 2004. – 89 с.
Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная
презентация. Компьютерная графика. – Волгоград,
ИТД: Корифей, 2006. – 45 с.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия
персонального компьютера 2009 – М.: ОЛМАПРЕСС, 2009– 920 с.: ил.
Методическое пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»
/Велинский Д.В. - Новосибирск, 2009. – 65 с.
Первин Ю.А. Информатика дома и в школе. Книга
для ученика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 352 с.:
ил.
С.Симонович «Компьютер в вашей школе» (М.,
АСТпресс, 2012г.)
Селевко, Г.К. Современные образовательные
технологии / Г.К.Селевко. – М.: Народное
образование, 2008. – 256 с.
Сластенин, В.А. Общая педагогика в двух частях /
В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
Смыковская Т.К., Карякина И.И.
MicrosoftPowerPoint: серия «Первые шаги по
информатике». Учебно-методическое пособие. –
Волгоград, 2014. – 75 с.

Актуальность

Занятия в детской мультипликационной студии помогут
ребятам реализовать свои творческие замыслы. Здесь
ребята смогут попробовать себя в качестве сценариста,
режиссёра, художника и т.д. Под руководством педагогов
дети придумывают сюжеты сказок, рисуют и оживляют
персонажей с помощью различных анимационных
программ. Таким образом, работа детской студии
мультипликации способствует развитиютворческой
активности учащихся.

Возраст

7-14 лет

Условия приема в
творческое
объединение

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.

Ожидаемые

По окончании курса учащиеся будут:
 знать правила поведения в компьютерном классе,

результаты

технику безопасности;
 знать основы работы программы Windows;
 уметь строить изображение с помощью графического
редактораPaint;
 уметь конструировать различные объекты на экране
монитора;
 уметь самостоятельно составить алгоритм для
определенной ситуации;
 уметь работать с информацией в сети Интернет;
 подготовить презентацию;
 уметь создавать простейший анимированный
мультфильм;
 уметь форматировать фото и видеосюжеты;
 уметь самостоятельно выполнить на компьютере
простое задание, используя основные функции
инструментальных программных средств,
прикладных программ.
Для выявления результатов используются беседа,
опрос, наблюдение, открытые занятия, диагностика,
тестирование, защита творческих работ.

Срок освоения.

1год

Кол-во часов

144

Программы физкультурно-спортивной направленности «Вымпел»
Цель: Создание условий для формирования правильного физического развития
и воспитания обучающихся в спортивных кружках и секциях.
Задачи: Укрепление здоровья, воспитание у юных спортсменов привычки к
систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Физкультурно-спортивная направленность реализуется по программе обучения
со сроком реализации от 1 до 4 лет: группы начального обучения,
подготовительные для детей младшего школьного возраста и учебнотренировочные группы для детей среднего и старшего школьного возраста.
Программный материал составляется отдельно для каждой возрастной группы с
указанием содержания теоретических и практических занятий.
«Настольный теннис»
Общее направление
Углубленное изучение предмета физическая культура,
программы
входящего в курс общеобразовательных учреждений, в
области настольного тенниса
Главная цель
Создание условий для развития физических качеств,
программы
личностных качеств, овладения способами оздоровления и

Базовые темы

Образовательный
материал
Актуальность

Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты
Срок освоения
Кол.- во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения
«Гиревой спорт»
Общее направление
программы
Главная цель
программы
Базовые темы
Образовательный
материал
Актуальность

укрепления организма обучающихся посредством занятий
настольным теннисом.
Настольный теннис – олимпийский вид спорта. Правила
игры.
Гигиена и здоровье спортсмена.
Техника настольного тенниса (подачи, основные удары).
Тактика игры.
Психологическая подготовка к соревнованиям.
Судейство в настольном теннисе.
Книги по обучению игре.
Статьи и видеоуроки разных техник игры.
Тренажер «Колесо»
Настольный теннис – массовый спорт, которым можно
заниматься в любом возрасте. Вовлечение в спортивные
занятия подростков, старших школьников, детей «группы
риска».
Учащиеся 6 – 18 лет
Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.
Умеют подавать, принимать подачи
Владеют разными способами приема мяча
Умеют вести судейство и оформлять протоколы.
Результативно участвуют в соревнованиях разного уровня
Программа рассчитана на 4 года
3 час./нед. (мл.гр) 6 час./нед (ст.гр)
Зал со столами для н/т
1.Зачет (выполнение нормативов по общефизической и
специальной подготовке)
2.Участие в региональных, районных соревнованиях по
настольному теннису
Углубленное изучение предмета физическая культура,
входящего в курс общеобразовательных учреждений, в
области гиревого спорта
Создание условий для развития физических качеств,
личностных качеств, овладения способами оздоровления и
укрепления организма обучающихся посредством занятий
гиревым спортом.
Основы базовой техники в гиревом спорте.
Толчок.
Рывок.
Методическая литература по гиревому спорту.
Гири разного веса
Реализация программы поможет удовлетворить
потребности детей в занятии спортом, самореализации и
дальнейшего развития личностных качеств

Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты
Срок освоения
Кол-во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения
« Чудо- Шашки»
Общее направление
программы
Главная цель
программы
Базовые темы

Учащиеся 11 – 18 лет
Медицинский допуск к занятиям, отсутствие
противопоказаний
Владение техникой гиревого спорта.
Результативное участие в соревнованиях различного
уровня
Программа рассчитана на 1 год
3 часа в неделю
Зал
1. Зачет (выполнение нормативов).
2. Победа, участие в соревнованиях
Углубленное изучение предмета физическая культура,
входящего в курс общеобразовательных учреждений, в
области русских шашек
Развитие интеллектуального, духовного и физического
потенциала подрастающего поколения через изучение игры
в шашки.
1. История развития шашек.
2. Правила вида спорта «Шашки».
3. Первоначальные понятия. Теория.
4. Тактика. Теория.
5. Стратегия. Теория.
6. Дебют. Теория.
7. Эндшпиль. Теория.
8. Ознакомительные и тематические турниры. Практика.
9. Спарринг-игры. Практика.
10. Сеансы одновременной игры, конкурсы решений.
Практика.
11. Классификационные турниры. Практика.
12. Общая физическая подготовка. Практика.
13. Приём контрольных нормативов.

Образовательный
материал

Книги по обучению игре.
Статьи и видеоуроки разных техник игры.

Актуальность

Возраст
Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Обусловлена тем, что игрой в шашки человечество
интересуется на протяжении, примерно, 4,5 тысяч лет. Не
ослабевает интерес и в наше время! Трудно найти семью, в
которой не знали бы о шашках. Для желающих
попробовать свои силы в этой игре проводятся различные
соревнования и турниры. Для тех, кто всерьёз
заинтересовался этой мудрой и красивой интеллектуальной
игрой предназначена эта программа, не претендуя при
этом, на подготовку чемпионов России и Мира. Надеюсь,
что данная программа даст возможность тренерам с
невысокой квалификацией достигать неплохих результатов
в работе с детьми.
Учащиеся 6 – 18 лет
Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.
Планируемые результаты. В конце первого года обучения
обучающиеся должны знать: цель и смысл игры, историю
возникновения игры, основные правила игры, основные
виды ничейных окончаний, простейшие способы ловли
дамки; уметь: ставить правильно доску для игры и шашки,
играть партию от начала до конца, играть в дамочном
эндшпиле, производить взятие простой шашкой и дамкой.
В конце второго года обучения обучающиеся должны
знать: историю развития шашечной игры в Мире, виды
шашечных игр в разных странах, правила игры в русские и
международные шашки, правила поведения на
соревнованиях, основы позиционной игры, типовые удары
и комбинации в миттельшпиле, стандартные приёмы
борьбы в эндшпиле; иметь основные понятия о развитии
сил в дебюте; уметь: играть с часами, правильно
разыгрывать стандартные позиции в эндшпиле,
реализовывать большое преимущество в партии, проводить
типовые удары и комбинации, рассчитывать ходы в борьбе
простых, правильно распределять силы по флангам в
течение всей партии. В течение второго года обучения
обучающиеся должны принять участие в турнирах для
начинающих в своём населённом пункте, районе. В конце
третьего года обучения обучающиеся должны знать:
историю развития игры в России, старинные русские
шашечные игры, правила игры в бразильские и англоамериканские (чекерс) шашки, виды и характер
соревнований, шашечную нотацию и протокол записи
партии, основы стратегии и тактики в русских шашках,
«треугольник Петрова» и другие стандартные окончания;
уметь: записывать партию в русских шашках, правильно
разыгрывать коловые и тычковые позиции, правильно

Срок освоения
Кол.- во часов
Место освоения
Форма аттестации по
окончании срока
обучения

ориентироваться в дамочном эндшпиле. Принять участие в
районных соревнованиях. В конце четвёртого года
обучения обучающиеся должны знать: историю развития
шашек в России и СССР, творчество ведущих игроков
Советского периода, шашечный кодекс России, системы
проведения соревнований, принципы разыгрывания и
тактические возможности 6 косяковых и гамбитных
позиций, нестандартные приёмы и оригинальные планы в
различных стадиях партии, основные идеи дебютов: «кол»,
«тычок», «отыгрыш», «городская партия», «косяк
Саргина»; уметь: правильно разыгрывать
вышеперечисленные позиции и дебюты, защищать трудные
позиции, играть в блиц и быстрые шашки. Принять участие
в республиканских, областных, краевых соревнованиях. В
конце пятого года обучения обучающиеся должны знать:
творчество ведущих современных игроков России и Мира,
компьютерные новинки и открытия последних лет, этюды
и композиции – шедевры шашечного творчества, основные
планы и пути развития в дебютах: «кол», «обратный кол»,
«тычок», «обратный тычок», «городская партия»,
«обратная городская партия», «косяк», «обратный косяк»,
«игра Каулена», «Центральная партия», «Ленинградская
защита», «Киевская защита», их некоторые отказанные
системы, «жертва Кукуева»; уметь: анализировать свои и
чужие партии и позиции, правильно распределять время на
партию, правильно рассчитывать свои силы на длинной
турнирной дистанции и восстанавливаться после трудных
партий или соревнований, определять стиль игры
незнакомого соперника по почерку, психологически
настраиваться перед партией или турниром,
самостоятельно проводить небольшие турниры среди
сверстников или младших групп. Принимать участие в
районных и республиканских, областных, краевых
соревнованиях.
Программа рассчитана на 5 лет.
2 час./нед.
кабинет
 Отслеживание роста результатов через соревновательную
практику и выполнение разрядов;
 Анализ сыгранных партий в серьёзных соревнованиях;
 Личные наблюдения тренера в тренировочном процессе
и на различных соревнованиях

Волшебные шашки
Общее направление

Программа игровых познавательных ситуаций по

программы

шашкам предусматривает в кратном, описательном виде
усвоение основ знаний по теории и практике игры в
шашки.

Главная цель
программы

создание условий для развития личности воспитанников
посредством обучения игре в шашки.

Базовые темы

«Королевство шашек».
«Шашечные дороги».
Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Образовательный
материал

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в
шашки
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки.
- Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)
Видеофильмы
Презентации

Актуальность

Большой популярностью в нашей стране пользуется
шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое
место среди других видов спорта. Эта мудрая народная
игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный
–не менее 5 тысяч лет.
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной
частью общечеловеческой культуры. Значительна роль
шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая
красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют
истинное творческое наслаждение, не оставляя
равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны и для
детей старшего дошкольного возраста. Увлечение
шашечной игрой поможет воспитывать в детях
дисциплинированность, усидчивость, умение
концентрировать внимание и логически мыслить. И
совершенно необходимо сохранять и развивать систему
обучения шашкам в учреждениях дополнительного
образования детей.

Возраст

5-7 лет

Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей.
К концу первого года обучения воспитанники будут
знать:
Шашечные термины:
• Правила хода.
• белое и чёрное поле,
• диагональ,
• центр,
• соперники,
• начальное положение,
• ход,
• взятие,
• дамка,
• ничья;
К концу второго года обучения дети будут уметь:
• Правильно располагать доску между
соперниками;
• Правильно располагать фигуры перед игрой;
• Ориентироваться на шашечной доске;
• Производить взятие шашкой и дамкой;
• Играть партию от начала до конца;
• Решать простые шашечные задачи.
• Будут знать шашечные термины.

Срок освоения
Кол.- во часов
Место освоения

108 часов

Форма аттестации по
окончании срока
обучения

 Отслеживание роста результатов через соревновательную
практику;

Шахматы
Общее направление
программы

кабинет

 Личные наблюдения тренера в тренировочном процессе и
на различных соревнованиях

Главная цель
программы

создание условий для личностного и интеллектуального
развития детей, формирование общей культуры
посредством обучения игре в шахматы

Базовые темы

Правила игры
Как ходят фигуры
Ходы фигур
Первоначальные понятия
Тактика игры
Стратегия игры
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы решения задач, этюдов
Сеансы одновременной игры

Образовательный
материал

Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому
материалу

Актуальность

Так как формирование разносторонне развитой личности сложная задача,
преподавание шахмат через структуру
и содержание способно придать воспитанию и обучению
активный целенаправленный характер. Система
шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность
личности, способствует общему развитию и воспитанию
ребенка.

Возраст

7-5 лет

Условия приема в
творческое
объединение
Срок освоения
Кол.- во часов

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей

Место освоения

кабинет

Форма аттестации по
окончании срока

Промежуточная и итоговая аттестация, результаты участия
в соревнованиях

1 год
216 часов

обучения
Робототехника
Общее направление
программы

позволяет изучение робототехники в дополнительном
образовании, на основе специальных образовательных
конструкторов

Главная цель
программы

развить исследовательские, инженерные и проектные
компетенции через моделирование и конструирование
научно-технических объектов в робототехнике.

Базовые темы
Образовательный
материал
Актуальность

Конструкторы, наглядные пособия, презентации

Возраст

7-16 лет

Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей

Применение детьми на практике теоретических знаний,
полученных из области математики или физики, ведет к
более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные
навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И
с другой стороны, игры с созданием моделей роботов, в
которых заблаговременно узнаются основные принципы
расчетов простейших механических систем и алгоритмы их
автоматического функционирования под управлением
программируемых контроллеров, послужат хорошей
почвой для последующего освоения сложного
теоретического материала на занятиях

1. Личностные результаты:
- ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в
области лего-конструирования и робототехники в условиях
развивающегося общества
- готовность к повышению своего образовательного
уровня;
- способность и готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств лего-конструирования и

робототехники.
2. Метапредметные результаты:
- владение информационно-логическими умениями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
Срок освоения
Кол.- во часов

1 год

Место освоения

кабинет

Форма аттестации по
окончании срока
обучения
Экознайка

Конкурсы, соренования

Общее направление
программы
Главная цель
программы

экология

Базовые темы

Мир окружающий нас

144 часа в год

расширение и углубление экологических знаний младших
школьников

Жизнь птиц
Комнатные растения.
Экологические катастрофы
Искусственные экосистемы
Образовательный
материал
Актуальность

Презентации, видеоматериалы
Актуальность программы обусловлена потребностями
современного общества и образовательным заказом
государства в области естественнонаучного образования.
На первое место ставится формирование ключевой

компетентности учащихся – их способности и готовности
использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических
задач. Действуя в рамках дополнительного образования,
программа призвана не только обобщить и дополнить
знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить
им широкую возможность самореализации в различных
учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах
исследовательских работ и проектной деятельности
эколого-биологической направленности.
Возраст

8-12 лет

Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей
Личностные УУД:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с
точки зрения общепринятых норм и ценностей.
 Уметь объяснять с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей поступки людей.
 Самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения.
 Учиться решать экологические проблемы родного
края.
 Развивать чувство прекрасного через приобщение к
красоте родной природы, ценности и уникальности
природного мира.
Регулятивные УУД:
 Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей, учитывая свои возможности и
условия её реализации.
 Вносить необходимые коррективы в действие,
учитывая характер сделанных ошибок.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое, уже от известного.
 Делать предварительный отбор источников
информации.
 Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт.

 Делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
 Учиться выполнять различные роли в группе.
 Использовать адекватно речевые средства для
решения различных коммуникативных задач
групповой деятельности.
 Ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии.
 Отстаивать своё мнение, формулируя собственную
позицию.
 Определять и контролировать свои действия в
команде.
Срок освоения
Кол.- во часов

1 год

Место освоения

кабинет

Форма аттестации по
окончании срока
обучения
Живой уголок

Наблюдение, участие в конкурах, акциях

Общее направление
программы

Программа « Живой уголок » имеет экологобиологическую направленность, с практической
ориентацией

Главная цель
программы

формировать у воспитанников способность осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей
среде и умение жить в относительной гармонии с
природой.

Базовые темы

Уход за питомцами. Изучение повадок. Питание.

144 часа в год

Комнатные растения. Уход.
Образовательный
материал
Актуальность

Многие отрицательные факторы, присущие современной
цивилизации, привели к тому, что люди в городах
инстинктивно ищут прямые контакты с живой природой.
Разведение цветов, содержание декоративных птиц, рыбок
и других животных – все это результат оторванности
человека от природы. Люди не могут жить без постоянного

общения с ее объектами. Воспитательное значение
природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее,
мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль
природы в воспитании детей.

Возраст

7-13 лет

Условия приема в
творческое
объединение
Ожидаемые
результаты

Набор производится без предварительного отбора или
проверки, по желанию детей
Ожидаемые результаты обучения по программе
отслеживаются в форме начальной,
промежуточной, итоговой аттестации
1 год

Срок освоения
Кол.- во часов

72 часа

Место освоения

кабинет

Форма аттестации по
окончании срока
обучения

Объектом проверки учебных достижений являются: знание
основных особенностей поведения животных и основ
зоопсихологии, изучаемых по данной программе, умение
проводить экологические наблюдения.

Формы учета и контроля достижений обучающихся
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг в ДДТ представляет собой длительное
наблюдение за состоянием образовательного процесса и управление им путём
информирования педагогов и родителей о возможном наступлении
недопустимых и неблагоприятных ситуаций. В условиях образовательной среды
он состоит из трёх этапов:
1. Установление стандарта измеряемых величин.
2. Сбор данных и оценка результатов.
3. Действия по принятым оценкам результатов в соответствии со стандартом.
Целью мониторинга является измерение динамики достижений участников
образовательного процесса с учётом внутренней культуры, ценностных
ориентаций и особенностей социума.
Образовательный результат определяется как итог совместного
взаимодействия педагога дополнительного образования и ребенка в процессе
образовательной деятельности. Конечным результатом образовательной
деятельности ДДТ является ребёнок, получивший в результате своего обучения
набор жизненно важных умений и навыков, способствующих его более
успешной социализации, личностному самоопределению и самореализации.

Для оценки педагогической деятельности выделены ряд критериев,
связанных с образовательным процессом и личностью педагога:
1. Реализация образовательных программ, разнообразие и преемственность.
2. Разработка и введение новых образовательных программ.
3. Применение современных педагогических технологий, обеспечивающих
достижения и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
4. Сохранность контингента обучающихся.
Мониторинг качества обучения
Мониторинг качества обучения учащихся проводится на основании
положения «О внутреннем контроле качества обучения», разработанных
критериев и показателей освоения программ. Анализ прохождения
обучающимися аттестации, позволяет определить уровень освоения программ.
Уровень достигнутых успехов оценивается через систему промежуточной,
годовой и итоговой аттестации обучающихся, участие в различных конкурсных
мероприятиях. Промежуточная аттестация проводится в конце первого
полугодия педагогом, реализующим программу. Годовая и итоговая аттестация
проводятся ежегодно в конце учебного года. Форма, содержание проведения
определены положением об аттестации учащихся (см.приложение).
Обучающиеся прошедшие годовую аттестацию переводятся на второй год
обучения.
Методы и методики, используемые для мониторинговых исследований:
- изучение и анализ педагогической литературы и документов;
- наблюдение;
- беседа;
- опрос и анкетирование;
- применение бланковых тестов;
- самодиагностика;
- изучение направленности интересов, изучение эмоционально-волевой
сферы;
- изучение творческих способностей;
- оценивание знаний и умений.
Исследования проводятся в несколько этапов:
1. Начальная диагностика.
2. Текущая диагностика.
3. Итоговая диагностика.
Важнейшим показателем результативности продуктивной деятельности
обучающихся является степень стабильности и качества творческих достижений,
систематичность участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, а также
степень творчества. Однако, как правило, в этих мероприятиях участвуют не все
обучающиеся. Поэтому не менее важно определить степень освоения
образовательной программы каждым ребенком, т.е. знания и практические
умения, получаемые на занятиях в объединениях.

Для определения уровня освоения образовательных программ педагоги ДДТ
используют различные виды заданий в зависимости от направления
деятельности, характера программ, возраста обучаемых.
Практические задания представляют собой либо упражнения по выполнению
определенных технологических операций, либо изготовление конкретного
изделия или модели. Для проверки теоретических знаний используются
различные формы тестовых заданий: анкетирование, загадки, викторины,
кроссворды и др.
Аттестация обучающихся в ДДТ проводится не только по достижениям
обучающихся, но и по ряду других показателей. При исследовании творческой
продуктивности в различных областях деятельности выявлена зависимость не
столько между уровнем интеллектуального развития и результатами творческой
деятельности, сколько влияние на них таких личностных качеств как: активность
в деятельности, уверенность в собственной позиции, гибкость мышления,
умение организовать себя, адекватность самооценки в ходе творческого
процесса, ценностные ориентации. Инструментом для исследования личностных
качеств учащихся служит психолого - педагогическая диагностика. Для
отслеживания развития личности обучающихся используются различные методы
и методики изучения направленности интересов, творческих способностей,
эмоционально-волевой сферы детей.
Таким образом, педагоги, пользуясь различными методами диагностики
развития учащихся на основе уровневой дифференциации (высокий, средний,
низкий) определяют результативность образовательного процесса на трех
этапах:
- начальный (в начале освоения программы);
- текущий (в процессе освоения программы);
- итоговый (в конце освоения программы).
Результаты аттестации используются при прогнозировании успешности
обучения, воспитания, самообразования обучающихся, профессиональной
деятельности педагогов, при корректировке образовательного процесса.
По результатам диагностики производится регулирование образовательной
деятельности через педагогические советы, методические совещания и
семинары.
3. Учебно-методическое обеспечение реализации образовательной

программы
Учебно-методическое обеспечение - процесс и результат оснащения
деятельности педагогов необходимыми методическими средствами и
информацией, способствующими её эффективному осуществлению.
Методическое обеспечение интегрирует в себе виды методической
деятельности как руководство, помощь, создание методической продукции,
обучение. Содержание методической работы учитывает вопросы
преемственности в учебно-воспитательном процессе, профессиональный и
культурный рост педагогов, результативность образования, развитие мотивов
творческой деятельности, возрастные и психологические особенности
обучающихся, рост методической и психологической компетентности

педагогов. Работа методиста построена в соответствии с утвержденным планом
мероприятий на текущий учебный год.
Характер сотрудничества с педагогами ДДТ осуществляется по двум
направлениям:
1. Индивидуальная работа (консультации, собеседование, разбор
образовательных ситуаций, обзор литературы и т.д.).
2. Комплексная методическая помощь (работа над программой, подготовка к
аттестации и конкурсам педагогического мастерства, создание и оформление
методической продукции и т.д.).
Исходя из специфики деятельности ДДТ, методические функции реализуются в
следующих формах:
- индивидуальные консультации педагогов по проблемам планирования, анализа
педагогической деятельности, подготовки к аттестации и участию в выставках и
конкурсах педмастерства, ведения документации;
- методические совещания по проблемам развития познавательного интереса
учащихся и мотивации к творчеству, по особенностям работы с детьми ОВЗ,
«группы риска и т.д.;
- деятельность в составе творческих групп по разработке и апробированию
образовательных программ;
- подготовка педсоветов;
- участие в семинарах, конференциях по дополнительному образованию;
- организация семинаров-практикумов, мастер-классов и консультаций для
педагогов по направлениям деятельности;
- разработка положений, памяток, рекомендаций в целях совершенствования
нормативной базы;
- организация повышения квалификации педагогов и их самообразование путем
посещения занятий, работы над методической темой, выступлений на заседаниях
методического и педагогического советов, сотрудничество во временных
творческих группах.
Материально – технические ресурсы образовательного процесса
-Ноутбук- 2 шт;
-Проектор- 2шт;
-Экран- 2 шт;
- Акустическая колонка;
-Музыкальный центр;
-Микрофон;
-Фотоаппарат;
-Пианино;
-Теннисные столы- 6 шт;
-Комплекты для игры в шашки- 12 шт;-Гири- 23 шт;
-Машинка швейная-2 шт;
-Оверлок- 1шт;
-Гладильная доска- 1шт;
-Утюг- 2 шт;

-Манекен голова -2 шт;
-Манекен- 1 шт.-Интерактивная панель -4 шт;
-Набор для работы с одноплатными микропроцессорами -15 шт;
-Наборы для сборки умного дома -5шт;
-Шкаф для учебных пособий -8шт;
-Стол ученический -31шт;
-Стул ученический лабораторный -30шт;
-Фотокамера цифровая -1шт;
-Комплект светового оборудования -1шт;
-Софиты -1шт;
-Видео камера -1шт;
-Стол письменный -1шт;
-Ноутбук -7шт;
-Набор муляжей фруктов и грибов -15шт;
-Мольберт -10шт;
-Набор чучел птиц и мелких животных-15шт;
-Подиум для натюрмортов-1 шт;
-Стол для шахмат -10шт;
-Табурет -20шт;
-Штатив -2шт;
-Микрофон -5шт;
-Диктофон -5шт;
-Кресло офисное -1шт;
-Секундомер -4шт;
-Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными -2шт;
-Доска шахматная с фигурами шахматными -2шт;
-Часы шахматные -20шт;
-3D принтер -1шт;
-Мобильный компьютер -15шт;
-Мышь компьютерная -15шт;
-Шашки -10шт;
-Шахматная доска 10шт;
-Демонстрационная доска -1шт;
-Стул ученический -16шт;
-Шкаф-стеллаж для хранения оборудования -2шт;
-Кресло для преподавателя -1шт;
-Стол для проектной деятельности -6шт;
-Стул на металлическом каркасе 12шт;
-Стол шахматный тип2 -10шт;
-Табурет к шахматному столу -20шт;
-Кабель соединительный,тип1 -15шт;
-Светодиодная лампа -15шт;
-Набор для конструирования моделей и узлов (основы механики) -15шт;
-Набор для конструирования моделей и узлов (источники энергии) -15шт;
-Набор для конструирования моделей и узлов (пневматика) -15шт;

-Блок питания -15шт;
-Электромотор, тип2 -15шт;
-Кабель соединительный,тип2 -15шт;
-Набор для изучения программирования -15шт;
-Мультиметр -4шт;
-Осциллограф -2шт;
-Комплект полей -1шт;
-Стол для сборки роботов -1шт;
-Системы хранения -2шт;
7. Сотрудничество с социумом

МАОУ "Мысовская
СОШ №56"

Организации и
предприятия
г.Бабушкин

Музыкальная школа

КДЦ "Снежный"

д/с "Тополек"

Бабушкинский
ДДТ

инспекция ПДН

Музей г.Бабушкин

Лесное хозяйство

Городская
библиотека

Деятельность по взаимодействию с родителями обучающихся
Уровень
Формы работы
Обсуждаемые вопросы
взаимодействия
Педагог - родителиЗнакомство с семьей обучающихся
Выявление интересов детей,
(опросы, анкетирования,
знакомство с нормативно –
собеседования)
правовыми локальными документами
Организация совместного досуга.объединения.
Отчетные мероприятия для
Проведение свободного времени.
родителей.
Учет достижений
Совместные занятия.
обучающихся.
Дни открытых дверей.
Знакомство с педагогическим
Индивидуальная работа.
составом ДДТ.
Родительский комитет.
Заслушивание отчета о
деятельности объединения и
планах на будущее и т.д.
ДДТ - родители Информационно-просветительская
Знакомство с информационными
(информационный стенд,
материалами на стенде,
лектории; индивидуальные
консультации психолога по
консультации (по результатам заданной проблеме и пути ее
анкетирования).
решения.
Родительские собрания,
Мониторинг удовлетворенности
родительский комитет.
родителей образовательными
Традиционные досуговые
услугами ДДТ.
мероприятия ДДТ.
Согласование локальных
Открытые занятия.
документов, затрагивающих
Использование адресного
права обучающихся и их
обращения к родителям
родителей.
(благодарственные письма).
Отчетность по качеству
Сайт учреждения.
предоставляемых услуг и т.д.
Обсуждение приоритетных
направлений деятельности ДДТ.
Благодарность родителям за
оказанную помощь или
поддержку.
Знакомство с сайтом и
контактной информацией ДДТ и
т.д.
Таким образом, результат обучающихся – это продукт партнерства всех
участников образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов и
администрации ДДТ. Все они в равной степени ответственны за результат
образовательной деятельности. Каждый из них вправе требовать от остальных
согласованных и своевременных действий. Проблемы, возникающие в
образовательном процессе, все его участники должны решать сообща, исходя из
своих возможностей и обязанностей. Юридическая сторона взаимоотношения
участников образовательного процесса определяется законодательством РФ.

8. Управление реализацией программы
Управление реализацией программы основано на анализе, профессиональной
компетентности, обобщении педагогических знаний и передового опыта.
Организация образовательной деятельности ДДТ строится по следующей схеме:
- комплектование учебных групп (объединений);
- разработка (корректировка) программ дополнительного образования детей по
направлениям и видам деятельности;
- финансовое и материально-техническое обеспечение;
- кадровое обеспечение.
В процессе реализации образовательной программы осуществляется контроль
деятельности педагогов и развития обучающихся:
- контроль деятельности педагогов дополнительного образования ведется в
соответствии с планом ДДТ (раздел контрольно-оценочная деятельность);
- уровень развития личностных качеств, творческих способностей и уровня
мастерства обучающихся определяются в соответствии с принятой системой
диагностики.
Профессиональная деятельность педагогов координируется в процессе:
- посещения открытых занятий;
- проведения тематических и оперативных проверок;
- анализа текущей документации:
- работы педагогических советов, методических семинаров, круглых столов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».