Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» сентября 2022 г., протокол №3 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: техническая «РОБОТЕХНИКА» Возраст учащихся: 7 -12 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Казаченко Светлана Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Бабушкин, 2022 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА» (далее - Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» 1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники. Практическая значимость данной программы обусловлена тем, что полученные на занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, они, в дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. 1.3. Отличительные особенности программы В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. Вид программы: Модифицированная 1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью деятельности. Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в указанные позиции. 1.5. Цель программы – является: развитие инженерно-технических навыков посредствам занятий робототехникой. 1.6. Задачи -научить детей приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению конструкторских задач; … -сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - сформировать знания о технике, электронике и возможностях изготовления моделей роботов и технологических приспособлений; - формировать личностные качества, необходимые для самореализации в современном обществе; … - развить навыки творческой деятельности, общения и сотрудничества; … - воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма. - способствовать профессиональному самоопределению; Образовательные (обучающие) - дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств; - научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств; - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств. Развивающие – - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Воспитательные – - формировать творческое и ответственное отношение по выполняемой работе; - воспитывать умение работать в коллективе; - формировать уважительное отношение к окружающим. 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа Данная программа рассчитана на учащихся 7-12 лет. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа обусловлены необходимостью более углубленного обучения и привитием устойчивого интереса к робототехнике, навыкам практической работы. Чередование теоретической, практической части занятий содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость учащихся. Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, с учетом знаний, умений и интересов учащихся. Набор детей в объединение проводится по желанию. Состав учебных групп 12 человек. 1.8. Форма обучения: Очное обучение – это традиционная форма получения знаний, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на занятиях. Занятия проводятся по группам и индивидуально. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 144 часа в год 2.2. Срок реализации программы – Данная программа рассчитана на 2 года обучения 2.3. Режим занятий: __4_ раза в неделю по __2__ часа 1 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 2 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты Личностные результаты отражают осознание и принятие жизненных ценностей, позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира и сделать обучение осмысленным: - гордость и готовность преумножать великие достижения в науке и технике; - толерантное отношение к людям иной национальности; - способность ставить цели и строить жизненные планы - навыки взаимо- и самооценки, навыки рефлексии; - готовность и способность к самообразованию и личностному самоопределению, в том числе готовности к выбору направления профильного обучения; - развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; - сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями, такими как инженер-механик, конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике; -осознание роли техники и технологий роботостроения для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного производства, энергетики и транспорта. Метапредметные результаты освоения учебного курса «Робототехника» связаны с освоением универсальных учебных действий. Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - способность самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; -развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - владение основами самоконтроля, самооценки, включающими умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Познавательные: - умение сравнивать, анализировать и обобщать факты, устанавливать причинноследственные связи, логически рассуждать, делать и обоснованные выводы в ходе выбора модели конструкции, схемы ее сборки или написания программы; - умение читать схемы сборки, инструкции и работать по ним; - умение составлять свои схемы и строить конструкции по собственному замыслу - умение представлять результаты своей деятельности в виде творческой проектноисследовательской работы, презентации, проекта по Робототехнике; - владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами конструирования, моделирования и роботостроения; Коммуникативные: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности на уроках Робототехники; - умение сотрудничать с учителем и сверстниками, -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты при поиске и работе с информацией по Робототехнике 3.2. Способы и формы проверки результатов Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий. Способы проверки знаний обучающихся: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях. Оценочные материалы За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному положению о системе оценивания. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ый год обучения Количество часов № Наименование разделов и тем Всего 1 Вводное занятие. 2 Теори я 2 2 Понятие робототехника. Основы робототехники 2 2 Практ ика Форма контроля Задания по безопасности Педагогическое наблюдению 3 Знакомство с конструкторами LEGO Education 9686 4 2 2 4 Машина с механизмом. (модель Sweeper) 2 1 2 Внешняя оценка работ 5 Удочка и рыбка (модель fishing-rod) 2 1 2 Внешняя оценка работ 6 Автомобиль «Свободный ход» 2 1 2 Внешняя оценка работ 7 Кулачковый механизм (модель hammer) 2 1 1 Внешняя оценка работ 8 Ходовое колесо (модель trundle wheel 2 1 1 Внешняя оценка работ 9 Баланс (модель letter balance) 2 1 1 Внешняя оценка работ 10 Часовой механизм (модель clickclock) 2 1 1 Внешняя оценка работ 11 Ветряная мельница (модель windmill) 2 1 1 Внешняя оценка работ 12 Сухопутная яхта (модель land-yacht 2 1 1 Внешняя оценка работ 13 Машина с маховиком (модель flywheeler 2 1 1 Внешняя оценка работ 14 Машина с электроприводом (модель power-car) 2 1 1 Внешняя оценка работ 15 Драгстер (модель dragster) 2 1 1 Внешняя оценка работ 16 Шагоход ( модель walker 2 1 1 Внешняя оценка работ 17 Робопёс (модель dogbot) 2 1 1 Внешняя оценка работ 18 Балочный баланс ( модель 2 1 1 Внешняя оценка работ 19 Башенный кран ( модель tower-crane) 2 1 1 Внешняя оценка работ 20 Рамка (модель ramp) 2 1 1 Внешняя оценка работ 21 Автомобиль гонщика (модель gear racer 2 1 1 Внешняя оценка работ 22 Ходок 1 2 1 1 Внешняя оценка работ 23 Пистолет 2 1 1 Внешняя оценка работ 24 Ходок 2 2 1 1 Внешняя оценка работ 25 Автомобиль 2 1 1 Внешняя оценка работ 26 Паук 1 2 1 1 Внешняя оценка работ 27 Тягач 2 1 1 Внешняя оценка работ 28 Пластун 2 1 1 Внешняя оценка работ 29 Кардан 2 1 1 Внешняя оценка работ 30 Вертолёт 2 1 1 Внешняя оценка работ 31 Погрузчик 2 1 1 Внешняя оценка работ 32 Мотоцикл 2 1 1 Внешняя оценка работ 33 Боксёр 2 1 1 Внешняя оценка работ 34 Качели 2 1 1 Внешняя оценка работ 35 Мотоцикл с люлькой 2 1 1 Внешняя оценка работ 36 Карусель 2 1 1 Внешняя оценка работ 37 Квадрокоптер 4 1 3 Внешняя оценка работ 38 Модель 34 2 1 1 Внешняя оценка работ 39 Колесо обозрения 4 1 3 Внешняя оценка работ 40 Batman mobil 2 1 1 Внешняя оценка работ 41 Крокодил 2 1 1 Внешняя оценка работ 42 Windmill 2 1 1 Внешняя оценка работ 43 Улитка 2 1 1 Внешняя оценка работ 44 Верблюд 2 1 1 Внешняя оценка работ 45 Пушка 2 1 1 Внешняя оценка работ 46 Машинка модель 35 2 1 1 Внешняя оценка работ 47 Турник 2 1 1 Внешняя оценка работ 48 Пистолет 2 2 1 1 Внешняя оценка работ 49 Лобзик 2 1 1 Внешняя оценка работ 50 Рождественский олень 2 1 1 Внешняя оценка работ 51 Творческие занятия 22 52 Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы 10 Итого 144 53 22 2 8 6 6 2-ый год обучения Количество часов № Наименование разделов и тем Всего Теория Практи ка 1 Вводное занятие 2 2 2 Повторение «Простые механизмы» 6 2 4 3 Конструктор « Источники энергии». Знакомство Ручной генератор 4 1 3 4 4 Солнечная станция 4 4 Ветряная мельница 4 4 4 5 6 Форма контроля Водяная турбина 4 4 4 4 9 Машина, работающая на солнечной энергии Блок, поднимающий груз 4 4 10 Творческие занятия 12 12 11 4 13 Конструктор «Пневматика». Знакомство. Ножничный подъемник (модель scissors-lift) Роборука (модель robot-hand) 14 15 7 8 12 16 17 18 1 3 4 4 4 4 Пресс (модель stamping-press) 4 4 Пневматический захват (модель robot-arm) Принцип сборки насоса (модель principles Сборка компрессора (модель compressor) Творческие занятия 4 4 4 4 4 4 10 10 10 20 Знакомство с конструктором «Робоняша» Модель №1 4 4 21 Модель №2 4 4 22 Модель №3 4 4 23 Модель №4 4 4 24 Модель №5 4 4 25 Модель №6 4 4 26 Модель №7 4 4 27 Модель №8 4 4 28 Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию 10 10 29 Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы 6 6 19 Итого 144 2 8 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Теория. Практика. Формы контроля. 1 год обучения 1. Введение в робототехнику –2 ч. 2. Понятие робототехника. Основы робототехники - 2ч 3. Знакомство с конструкторами LEGO Education 9686 - 4ч 5. Сборка стандартных моделей по инструкции - 36ч. Машина с механизмом. (модель Sweeper) Удочка и рыбка (модель fishing-rod) Автомобиль «Свободный ход» Кулачковый механизм (модель hammer) Ходовое колесо (модель trundle wheel Баланс (модель letter balance) Часовой механизм (модель click-clock) Ветряная мельница (модель windmill) Сухопутная яхта (модель land-yacht Машина с маховиком (модель flywheeler Машина с электроприводом (модель power-car) Драгстер (модель dragster) Шагоход ( модель walker Робопёс (модель dogbot) Балочный баланс ( модель Башенный кран ( модель tower-crane) Рамка (модель ramp) Автомобиль гонщика (модель gear racer 6. Сборка сложных моделей по видеоуроку– 58 ч. 7. Творческие занятия – 22ч. 8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 8ч 9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч 2 год обучения 1. Вводное занятие – 2ч 2. Повторение «Простые механизмы» - 6ч 3. Конструктор « Источники энергии». Знакомство -4ч 4. Сборка моделей по инструкции -28ч. Ручной генератор Солнечная станция Ветряная мельница Водяная турбина Машина, работающая на солнечной энергии Блок, поднимающий груз 5. Конструктор «Пневматика». Знакомство. – 10ч Ножничный подъемник (модель scissors-lift) Роборука (модель robot-hand) Пресс (модель stamping-press) Пневматический захват (модель robot-arm) Принцип сборки насоса (модель principles Сборка компрессора (модель compressor) 6. Знакомство с конструктором «Робоняша» - 10ч. 7. Сборка моделей по видеоинтрукции - 32ч. 8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 10ч. 9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч 10. Творческие задания – 22ч 2.3. Календарный учебный график Календарный организации. учебный график согласуется Количество учебных недель Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) с календарным учебным графиком 36 декабрь май Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения. Календарный учебный график № Тема. Содержание учебного материала Количество План часов 1 Вводное занятие. 2 2 Понятие робототехника. Основы робототехники 2 3 4 4 Знакомство с конструкторами LEGO Education 9686 Машина с механизмом. (модель Sweeper) 5 Удочка и рыбка (модель fishing-rod) 2 6 Автомобиль «Свободный ход» 2 7 Кулачковый механизм (модель hammer) 2 8 Ходовое колесо (модель trundle wheel 2 9 Баланс (модель letter balance) 2 10 Часовой механизм (модель click-clock) 2 11 Ветряная мельница (модель windmill) 2 12 Сухопутная яхта (модель land-yacht 2 13 Машина с маховиком (модель flywheeler 2 14 Машина с электроприводом (модель power-car) 2 15 Драгстер (модель dragster) 2 2 Факт 16 Шагоход ( модель walker 2 17 Робопёс (модель dogbot) 2 18 Балочный баланс ( модель 2 19 Башенный кран ( модель tower-crane) 2 20 Рамка (модель ramp) 2 21 Автомобиль гонщика (модель gear racer 2 22 Ходок 1 2 23 Пистолет 2 24 Ходок 2 2 25 Автомобиль 2 26 Паук 1 2 27 Тягач 2 28 Пластун 2 29 Кардан 2 30 Вертолёт 2 31 Погрузчик 2 32 Мотоцикл 2 33 Боксёр 2 34 Качели 2 35 Мотоцикл с люлькой 2 36 Карусель 2 37 Квадрокоптер 4 38 Модель 34 2 39 Колесо обозрения 4 40 Batman mobil 2 41 Крокодил 2 42 Windmill 2 43 Улитка 2 44 Верблюд 2 45 Пушка 2 46 Машинка модель 35 2 47 Турник 2 48 Пистолет 2 2 49 Лобзик 2 50 Рождественский олень 2 51 Творческие занятия 22 52 Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы 10 Итого 144 53 6 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Игровой Проектный Формы организации образовательной деятельности (перечислить в строчку): Индивидуальные, индивидуально-групповые, групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседа, выставка, галерея, игра, мастер класс Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Образцы изделий Видеоуроки Форма аттестации учащихся проводится согласно форме утвержденного положения. А также учитываются участие в мероприятиях различного уровня. Творческая работа Соревнования Конкурс Выставка 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Техническое оснащение программы 1. Конструкторы: наборы LEGO Education 9686 - 15шт.; №9688 – 15шт, №9641-15 шт., «Робоняша»-15 шт. 2. Ноутбук с программным обеспечением «Lego-education» 3. Проектор, экран 4. Мультиметр, блок питания, светодиоды, датчики. 3.3. Список литературы Используемая литература: 1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. 2. Книга для учителей ПервоРобот LEGO Education 3/ Наборы образовательных Лего-конструкторов: набор LEGO EDUCATION