Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2022 г.,
протокол №3
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность: техническая
«РОБОТЕХНИКА»
Возраст учащихся: 7 -12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Казаченко Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования
г. Бабушкин, 2022
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА»
(далее - Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью
образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и
нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники.
Практическая значимость данной программы обусловлена тем, что полученные на
занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической
основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в
определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, они, в
дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Данная
программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его
резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует
формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
1.3. Отличительные особенности программы
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие
школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности,
устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри
конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких
и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного
познания, строить новые знания на привычном фундаменте.
Вид программы: Модифицированная
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью деятельности.
Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в
указанные позиции.
1.5. Цель программы – является: развитие инженерно-технических навыков
посредствам занятий робототехникой.
1.6. Задачи
-научить
детей
приемам
самостоятельной
работы,
поиску
знаний,
решению конструкторских задач; …
-сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования
и проектирования;
- сформировать
знания
о
технике,
электронике
и
возможностях
изготовления моделей роботов и технологических приспособлений;
- формировать личностные качества, необходимые для самореализации в
современном обществе; …
- развить
навыки
творческой
деятельности,
общения
и
сотрудничества; …
- воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма.
- способствовать профессиональному самоопределению;
Образовательные (обучающие)
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и
проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
Развивающие –
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность
логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Воспитательные –
- формировать творческое и ответственное отношение по выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- формировать уважительное отношение к окружающим.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Данная программа рассчитана на учащихся 7-12 лет.
Занятия 2 раза в неделю по 2 часа обусловлены необходимостью более
углубленного обучения и привитием устойчивого интереса к робототехнике,
навыкам практической работы. Чередование теоретической, практической
части занятий содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость учащихся.
Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, с учетом
знаний, умений и интересов учащихся. Набор детей в объединение проводится
по желанию. Состав учебных групп 12 человек.
1.8. Форма обучения:
Очное обучение – это традиционная форма получения знаний, характеризующаяся
обязательным присутствием учащихся на занятиях.
Занятия проводятся по группам и индивидуально.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
144 часа в год
2.2. Срок реализации программы – Данная программа рассчитана на 2 года
обучения
2.3. Режим занятий: __4_ раза в неделю по __2__ часа
1 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)
2 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Личностные результаты отражают осознание и принятие жизненных ценностей,
позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира и сделать обучение осмысленным:
- гордость и готовность преумножать великие достижения в науке и технике;
- толерантное отношение к людям иной национальности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы
- навыки взаимо- и самооценки, навыки рефлексии;
- готовность и способность к самообразованию и личностному самоопределению,
в том числе готовности к выбору направления профильного обучения;
- развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- сформированность представлений о мире профессий, связанных с
робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными
профессиями, такими как инженер-механик, конструктор, архитектор, программист,
инженер-конструктор по робототехнике;
-осознание роли техники и технологий роботостроения для прогрессивного
развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; понимание социальных и экологических
последствий развития технологий промышленного производства, энергетики и
транспорта.
Метапредметные результаты освоения учебного курса «Робототехника» связаны с
освоением универсальных учебных действий.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную
деятельность;
- способность самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, включающими умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией Познавательные:
- умение сравнивать, анализировать и обобщать факты, устанавливать причинноследственные связи, логически рассуждать, делать и обоснованные выводы в ходе выбора
модели конструкции, схемы ее сборки или написания программы;
- умение читать схемы сборки, инструкции и работать по ним;
- умение составлять свои схемы и строить конструкции по собственному замыслу
- умение представлять результаты своей деятельности в виде творческой проектноисследовательской работы, презентации, проекта по Робототехнике;
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
конструирования, моделирования и роботостроения;
Коммуникативные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности на уроках Робототехники;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками,
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты при поиске и работе с информацией по Робототехнике
3.2. Способы и формы проверки результатов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения обучающихся практических заданий.
Способы проверки знаний обучающихся: педагогическое наблюдение, опрос,
тестирование, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах,
выставках и других мероприятиях.
Оценочные материалы
За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения
результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании
Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному
положению о системе оценивания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
Всего
1
Вводное занятие.
2
Теори
я
2
2
Понятие робототехника. Основы
робототехники
2
2
Практ
ика
Форма
контроля
Задания по
безопасности
Педагогическое
наблюдению
3
Знакомство с конструкторами
LEGO Education 9686
4
2
2
4
Машина с механизмом. (модель
Sweeper)
2
1
2
Внешняя оценка
работ
5
Удочка и рыбка (модель fishing-rod)
2
1
2
Внешняя оценка
работ
6
Автомобиль «Свободный ход»
2
1
2
Внешняя оценка
работ
7
Кулачковый механизм (модель
hammer)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
8
Ходовое колесо (модель trundle wheel
2
1
1
Внешняя оценка
работ
9
Баланс (модель letter balance)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
10
Часовой механизм (модель clickclock)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
11
Ветряная мельница (модель windmill)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
12
Сухопутная яхта (модель land-yacht
2
1
1
Внешняя оценка
работ
13
Машина с маховиком (модель
flywheeler
2
1
1
Внешняя оценка
работ
14
Машина с электроприводом (модель
power-car)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
15
Драгстер (модель dragster)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
16
Шагоход ( модель walker
2
1
1
Внешняя оценка
работ
17
Робопёс (модель dogbot)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
18
Балочный баланс ( модель
2
1
1
Внешняя оценка
работ
19
Башенный кран ( модель tower-crane)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
20
Рамка (модель ramp)
2
1
1
Внешняя оценка
работ
21
Автомобиль гонщика (модель gear
racer
2
1
1
Внешняя оценка
работ
22
Ходок 1
2
1
1
Внешняя оценка
работ
23
Пистолет
2
1
1
Внешняя оценка
работ
24
Ходок 2
2
1
1
Внешняя оценка
работ
25
Автомобиль
2
1
1
Внешняя оценка
работ
26
Паук 1
2
1
1
Внешняя оценка
работ
27
Тягач
2
1
1
Внешняя оценка
работ
28
Пластун
2
1
1
Внешняя оценка
работ
29
Кардан
2
1
1
Внешняя оценка
работ
30
Вертолёт
2
1
1
Внешняя оценка
работ
31
Погрузчик
2
1
1
Внешняя оценка
работ
32
Мотоцикл
2
1
1
Внешняя оценка
работ
33
Боксёр
2
1
1
Внешняя оценка
работ
34
Качели
2
1
1
Внешняя оценка
работ
35
Мотоцикл с люлькой
2
1
1
Внешняя оценка
работ
36
Карусель
2
1
1
Внешняя оценка
работ
37
Квадрокоптер
4
1
3
Внешняя оценка
работ
38
Модель 34
2
1
1
Внешняя оценка
работ
39
Колесо обозрения
4
1
3
Внешняя оценка
работ
40
Batman mobil
2
1
1
Внешняя оценка
работ
41
Крокодил
2
1
1
Внешняя оценка
работ
42
Windmill
2
1
1
Внешняя оценка
работ
43
Улитка
2
1
1
Внешняя оценка
работ
44
Верблюд
2
1
1
Внешняя оценка
работ
45
Пушка
2
1
1
Внешняя оценка
работ
46
Машинка модель 35
2
1
1
Внешняя оценка
работ
47
Турник
2
1
1
Внешняя оценка
работ
48
Пистолет 2
2
1
1
Внешняя оценка
работ
49
Лобзик
2
1
1
Внешняя оценка
работ
50
Рождественский олень
2
1
1
Внешняя оценка
работ
51
Творческие занятия
22
52
Подготовка моделей из конструктора
к отчетному мероприятию
Отчетные мероприятия , выставки,
конкурсы
10
Итого
144
53
22
2
8
6
6
2-ый год обучения
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
Всего
Теория
Практи
ка
1
Вводное занятие
2
2
2
Повторение «Простые механизмы»
6
2
4
3
Конструктор « Источники энергии».
Знакомство
Ручной генератор
4
1
3
4
4
Солнечная станция
4
4
Ветряная мельница
4
4
4
5
6
Форма
контроля
Водяная турбина
4
4
4
4
9
Машина, работающая на солнечной
энергии
Блок, поднимающий груз
4
4
10
Творческие занятия
12
12
11
4
13
Конструктор «Пневматика».
Знакомство.
Ножничный подъемник (модель
scissors-lift)
Роборука (модель robot-hand)
14
15
7
8
12
16
17
18
1
3
4
4
4
4
Пресс (модель stamping-press)
4
4
Пневматический захват (модель
robot-arm)
Принцип сборки насоса (модель
principles
Сборка компрессора (модель
compressor)
Творческие занятия
4
4
4
4
4
4
10
10
10
20
Знакомство с конструктором
«Робоняша»
Модель №1
4
4
21
Модель №2
4
4
22
Модель №3
4
4
23
Модель №4
4
4
24
Модель №5
4
4
25
Модель №6
4
4
26
Модель №7
4
4
27
Модель №8
4
4
28
Подготовка моделей из конструктора
к отчетному мероприятию
10
10
29
Отчетные мероприятия , выставки,
конкурсы
6
6
19
Итого
144
2
8
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Теория.
Практика.
Формы контроля.
1 год обучения
1. Введение в робототехнику –2 ч.
2. Понятие робототехника. Основы робототехники - 2ч
3. Знакомство с конструкторами LEGO Education 9686 - 4ч
5. Сборка стандартных моделей по инструкции - 36ч.
Машина с механизмом. (модель Sweeper)
Удочка и рыбка (модель fishing-rod)
Автомобиль «Свободный ход»
Кулачковый механизм (модель hammer)
Ходовое колесо (модель trundle wheel
Баланс (модель letter balance)
Часовой механизм (модель click-clock)
Ветряная мельница (модель windmill)
Сухопутная яхта (модель land-yacht
Машина с маховиком (модель flywheeler
Машина с электроприводом (модель power-car)
Драгстер (модель dragster)
Шагоход ( модель walker
Робопёс (модель dogbot)
Балочный баланс ( модель
Башенный кран ( модель tower-crane)
Рамка (модель ramp)
Автомобиль гонщика (модель gear racer
6. Сборка сложных моделей по видеоуроку– 58 ч.
7. Творческие занятия – 22ч.
8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 8ч
9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч
2 год обучения
1. Вводное занятие – 2ч
2. Повторение «Простые механизмы» - 6ч
3. Конструктор « Источники энергии». Знакомство -4ч
4. Сборка моделей по инструкции -28ч.
Ручной генератор
Солнечная станция
Ветряная мельница
Водяная турбина
Машина, работающая на солнечной энергии
Блок, поднимающий груз
5. Конструктор «Пневматика». Знакомство. – 10ч
Ножничный подъемник (модель scissors-lift)
Роборука (модель robot-hand)
Пресс (модель stamping-press)
Пневматический захват (модель robot-arm)
Принцип сборки насоса (модель principles
Сборка компрессора (модель compressor)
6. Знакомство с конструктором «Робоняша» - 10ч.
7. Сборка моделей по видеоинтрукции - 32ч.
8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 10ч.
9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч
10. Творческие задания – 22ч
2.3. Календарный учебный график
Календарный
организации.
учебный
график
согласуется
Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
с
календарным
учебным
графиком
36
декабрь
май
Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения.
Календарный учебный график
№
Тема. Содержание учебного материала
Количество План
часов
1
Вводное занятие.
2
2
Понятие робототехника. Основы робототехники
2
3
4
4
Знакомство с конструкторами LEGO Education
9686
Машина с механизмом. (модель Sweeper)
5
Удочка и рыбка (модель fishing-rod)
2
6
Автомобиль «Свободный ход»
2
7
Кулачковый механизм (модель hammer)
2
8
Ходовое колесо (модель trundle wheel
2
9
Баланс (модель letter balance)
2
10
Часовой механизм (модель click-clock)
2
11
Ветряная мельница (модель windmill)
2
12
Сухопутная яхта (модель land-yacht
2
13
Машина с маховиком (модель flywheeler
2
14
Машина с электроприводом (модель power-car)
2
15
Драгстер (модель dragster)
2
2
Факт
16
Шагоход ( модель walker
2
17
Робопёс (модель dogbot)
2
18
Балочный баланс ( модель
2
19
Башенный кран ( модель tower-crane)
2
20
Рамка (модель ramp)
2
21
Автомобиль гонщика (модель gear racer
2
22
Ходок 1
2
23
Пистолет
2
24
Ходок 2
2
25
Автомобиль
2
26
Паук 1
2
27
Тягач
2
28
Пластун
2
29
Кардан
2
30
Вертолёт
2
31
Погрузчик
2
32
Мотоцикл
2
33
Боксёр
2
34
Качели
2
35
Мотоцикл с люлькой
2
36
Карусель
2
37
Квадрокоптер
4
38
Модель 34
2
39
Колесо обозрения
4
40
Batman mobil
2
41
Крокодил
2
42
Windmill
2
43
Улитка
2
44
Верблюд
2
45
Пушка
2
46
Машинка модель 35
2
47
Турник
2
48
Пистолет 2
2
49
Лобзик
2
50
Рождественский олень
2
51
Творческие занятия
22
52
Подготовка моделей из конструктора к
отчетному мероприятию
Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы
10
Итого
144
53
6
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Игровой
Проектный
Формы организации образовательной деятельности (перечислить в строчку):
Индивидуальные, индивидуально-групповые, групповая, практическое занятие,
открытое занятие, беседа, выставка, галерея, игра, мастер класс
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Образцы изделий
Видеоуроки
Форма аттестации учащихся проводится согласно форме утвержденного положения. А
также учитываются участие в мероприятиях различного уровня.
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение программы
1. Конструкторы: наборы LEGO Education 9686 - 15шт.; №9688 – 15шт, №9641-15
шт., «Робоняша»-15 шт.
2. Ноутбук с программным обеспечением «Lego-education»
3. Проектор, экран
4. Мультиметр, блок питания, светодиоды, датчики.
3.3. Список литературы
Используемая литература:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Книга для учителей ПервоРобот LEGO Education
3/ Наборы образовательных Лего-конструкторов: набор LEGO EDUCATION