Робототехника

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2022 г.,
протокол №3

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность: техническая
«РОБОТЕХНИКА»

Возраст учащихся: 7 -12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Казаченко Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования

г. Бабушкин, 2022

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА»
(далее - Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью
образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах:











Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и
нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»

1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники.
Практическая значимость данной программы обусловлена тем, что полученные на
занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической
основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в
определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, они, в
дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Данная
программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его
резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует
формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
1.3. Отличительные особенности программы
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие
школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности,
устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри
конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких
и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного
познания, строить новые знания на привычном фундаменте.

Вид программы: Модифицированная
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью деятельности.
Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в
указанные позиции.

1.5. Цель программы – является: развитие инженерно-технических навыков
посредствам занятий робототехникой.
1.6. Задачи
-научить
детей
приемам
самостоятельной
работы,
поиску
знаний,
решению конструкторских задач; …
-сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования
и проектирования;
- сформировать
знания
о
технике,
электронике
и
возможностях
изготовления моделей роботов и технологических приспособлений;
- формировать личностные качества, необходимые для самореализации в
современном обществе; …
- развить
навыки
творческой
деятельности,
общения
и
сотрудничества; …
- воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма.
- способствовать профессиональному самоопределению;
Образовательные (обучающие)
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и
проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
Развивающие –
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность
логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Воспитательные –
- формировать творческое и ответственное отношение по выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- формировать уважительное отношение к окружающим.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Данная программа рассчитана на учащихся 7-12 лет.
Занятия 2 раза в неделю по 2 часа обусловлены необходимостью более
углубленного обучения и привитием устойчивого интереса к робототехнике,

навыкам практической работы. Чередование теоретической, практической
части занятий содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость учащихся.
Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, с учетом
знаний, умений и интересов учащихся. Набор детей в объединение проводится
по желанию. Состав учебных групп 12 человек.
1.8. Форма обучения:
Очное обучение – это традиционная форма получения знаний, характеризующаяся
обязательным присутствием учащихся на занятиях.
Занятия проводятся по группам и индивидуально.

2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
144 часа в год
2.2. Срок реализации программы – Данная программа рассчитана на 2 года
обучения
2.3. Режим занятий: __4_ раза в неделю по __2__ часа
1 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)
2 год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Личностные результаты отражают осознание и принятие жизненных ценностей,
позволяющих ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира и сделать обучение осмысленным:
- гордость и готовность преумножать великие достижения в науке и технике;
- толерантное отношение к людям иной национальности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы
- навыки взаимо- и самооценки, навыки рефлексии;
- готовность и способность к самообразованию и личностному самоопределению,
в том числе готовности к выбору направления профильного обучения;
- развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- сформированность представлений о мире профессий, связанных с
робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными
профессиями, такими как инженер-механик, конструктор, архитектор, программист,
инженер-конструктор по робототехнике;
-осознание роли техники и технологий роботостроения для прогрессивного
развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; понимание социальных и экологических
последствий развития технологий промышленного производства, энергетики и
транспорта.
Метапредметные результаты освоения учебного курса «Робототехника» связаны с
освоением универсальных учебных действий.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную
деятельность;

- способность самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, включающими умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией Познавательные:
- умение сравнивать, анализировать и обобщать факты, устанавливать причинноследственные связи, логически рассуждать, делать и обоснованные выводы в ходе выбора
модели конструкции, схемы ее сборки или написания программы;
- умение читать схемы сборки, инструкции и работать по ним;
- умение составлять свои схемы и строить конструкции по собственному замыслу
- умение представлять результаты своей деятельности в виде творческой проектноисследовательской работы, презентации, проекта по Робототехнике;
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
конструирования, моделирования и роботостроения;
Коммуникативные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности на уроках Робототехники;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками,
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты при поиске и работе с информацией по Робототехнике
3.2. Способы и формы проверки результатов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения обучающихся практических заданий.
Способы проверки знаний обучающихся: педагогическое наблюдение, опрос,
тестирование, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах,
выставках и других мероприятиях.
Оценочные материалы
За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения
результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании
Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному
положению о системе оценивания.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Количество часов
№

Наименование разделов и тем

Всего

1

Вводное занятие.

2

Теори
я
2

2

Понятие робототехника. Основы
робототехники

2

2

Практ
ика

Форма
контроля
Задания по
безопасности
Педагогическое
наблюдению

3

Знакомство с конструкторами
LEGO Education 9686

4

2

2

4

Машина с механизмом. (модель
Sweeper)

2

1

2

Внешняя оценка
работ

5

Удочка и рыбка (модель fishing-rod)

2

1

2

Внешняя оценка
работ

6

Автомобиль «Свободный ход»

2

1

2

Внешняя оценка
работ

7

Кулачковый механизм (модель
hammer)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

8

Ходовое колесо (модель trundle wheel

2

1

1

Внешняя оценка
работ

9

Баланс (модель letter balance)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

10

Часовой механизм (модель clickclock)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

11

Ветряная мельница (модель windmill)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

12

Сухопутная яхта (модель land-yacht

2

1

1

Внешняя оценка
работ

13

Машина с маховиком (модель
flywheeler

2

1

1

Внешняя оценка
работ

14

Машина с электроприводом (модель
power-car)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

15

Драгстер (модель dragster)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

16

Шагоход ( модель walker

2

1

1

Внешняя оценка
работ

17

Робопёс (модель dogbot)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

18

Балочный баланс ( модель

2

1

1

Внешняя оценка
работ

19

Башенный кран ( модель tower-crane)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

20

Рамка (модель ramp)

2

1

1

Внешняя оценка
работ

21

Автомобиль гонщика (модель gear
racer

2

1

1

Внешняя оценка
работ

22

Ходок 1

2

1

1

Внешняя оценка

работ

23

Пистолет

2

1

1

Внешняя оценка
работ

24

Ходок 2

2

1

1

Внешняя оценка
работ

25

Автомобиль

2

1

1

Внешняя оценка
работ

26

Паук 1

2

1

1

Внешняя оценка
работ

27

Тягач

2

1

1

Внешняя оценка
работ

28

Пластун

2

1

1

Внешняя оценка
работ

29

Кардан

2

1

1

Внешняя оценка
работ

30

Вертолёт

2

1

1

Внешняя оценка
работ

31

Погрузчик

2

1

1

Внешняя оценка
работ

32

Мотоцикл

2

1

1

Внешняя оценка
работ

33

Боксёр

2

1

1

Внешняя оценка
работ

34

Качели

2

1

1

Внешняя оценка
работ

35

Мотоцикл с люлькой

2

1

1

Внешняя оценка
работ

36

Карусель

2

1

1

Внешняя оценка
работ

37

Квадрокоптер

4

1

3

Внешняя оценка
работ

38

Модель 34

2

1

1

Внешняя оценка
работ

39

Колесо обозрения

4

1

3

Внешняя оценка
работ

40

Batman mobil

2

1

1

Внешняя оценка
работ

41

Крокодил

2

1

1

Внешняя оценка

работ

42

Windmill

2

1

1

Внешняя оценка
работ

43

Улитка

2

1

1

Внешняя оценка
работ

44

Верблюд

2

1

1

Внешняя оценка
работ

45

Пушка

2

1

1

Внешняя оценка
работ

46

Машинка модель 35

2

1

1

Внешняя оценка
работ

47

Турник

2

1

1

Внешняя оценка
работ

48

Пистолет 2

2

1

1

Внешняя оценка
работ

49

Лобзик

2

1

1

Внешняя оценка
работ

50

Рождественский олень

2

1

1

Внешняя оценка
работ

51

Творческие занятия

22

52

Подготовка моделей из конструктора
к отчетному мероприятию
Отчетные мероприятия , выставки,
конкурсы

10

Итого

144

53

22
2

8

6

6

2-ый год обучения
Количество часов
№

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практи
ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Повторение «Простые механизмы»

6

2

4

3

Конструктор « Источники энергии».
Знакомство
Ручной генератор

4

1

3

4

4

Солнечная станция

4

4

Ветряная мельница

4

4

4
5
6

Форма
контроля

Водяная турбина

4

4

4

4

9

Машина, работающая на солнечной
энергии
Блок, поднимающий груз

4

4

10

Творческие занятия

12

12

11

4

13

Конструктор «Пневматика».
Знакомство.
Ножничный подъемник (модель
scissors-lift)
Роборука (модель robot-hand)

14
15

7
8

12

16
17
18

1

3

4

4

4

4

Пресс (модель stamping-press)

4

4

Пневматический захват (модель
robot-arm)
Принцип сборки насоса (модель
principles
Сборка компрессора (модель
compressor)
Творческие занятия

4

4

4

4

4

4

10

10

10

20

Знакомство с конструктором
«Робоняша»
Модель №1

4

4

21

Модель №2

4

4

22

Модель №3

4

4

23

Модель №4

4

4

24

Модель №5

4

4

25

Модель №6

4

4

26

Модель №7

4

4

27

Модель №8

4

4

28

Подготовка моделей из конструктора
к отчетному мероприятию

10

10

29

Отчетные мероприятия , выставки,
конкурсы

6

6

19

Итого

144

2

8

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Теория.
Практика.
Формы контроля.
1 год обучения
1. Введение в робототехнику –2 ч.
2. Понятие робототехника. Основы робототехники - 2ч
3. Знакомство с конструкторами LEGO Education 9686 - 4ч
5. Сборка стандартных моделей по инструкции - 36ч.

Машина с механизмом. (модель Sweeper)
Удочка и рыбка (модель fishing-rod)
Автомобиль «Свободный ход»
Кулачковый механизм (модель hammer)
Ходовое колесо (модель trundle wheel
Баланс (модель letter balance)
Часовой механизм (модель click-clock)
Ветряная мельница (модель windmill)
Сухопутная яхта (модель land-yacht
Машина с маховиком (модель flywheeler
Машина с электроприводом (модель power-car)
Драгстер (модель dragster)
Шагоход ( модель walker
Робопёс (модель dogbot)
Балочный баланс ( модель
Башенный кран ( модель tower-crane)
Рамка (модель ramp)
Автомобиль гонщика (модель gear racer
6. Сборка сложных моделей по видеоуроку– 58 ч.
7. Творческие занятия – 22ч.
8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 8ч
9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч
2 год обучения
1. Вводное занятие – 2ч
2. Повторение «Простые механизмы» - 6ч
3. Конструктор « Источники энергии». Знакомство -4ч
4. Сборка моделей по инструкции -28ч.
Ручной генератор
Солнечная станция
Ветряная мельница
Водяная турбина
Машина, работающая на солнечной энергии
Блок, поднимающий груз
5. Конструктор «Пневматика». Знакомство. – 10ч
Ножничный подъемник (модель scissors-lift)
Роборука (модель robot-hand)
Пресс (модель stamping-press)

Пневматический захват (модель robot-arm)
Принцип сборки насоса (модель principles
Сборка компрессора (модель compressor)
6. Знакомство с конструктором «Робоняша» - 10ч.
7. Сборка моделей по видеоинтрукции - 32ч.
8. Подготовка моделей из конструктора к отчетному мероприятию – 10ч.
9. Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы – 6ч
10. Творческие задания – 22ч

2.3. Календарный учебный график
Календарный
организации.

учебный

график

согласуется

Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

с

календарным

учебным

графиком

36
декабрь
май

Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения.
Календарный учебный график
№

Тема. Содержание учебного материала

Количество План
часов

1

Вводное занятие.

2

2

Понятие робототехника. Основы робототехники

2

3

4

4

Знакомство с конструкторами LEGO Education
9686
Машина с механизмом. (модель Sweeper)

5

Удочка и рыбка (модель fishing-rod)

2

6

Автомобиль «Свободный ход»

2

7

Кулачковый механизм (модель hammer)

2

8

Ходовое колесо (модель trundle wheel

2

9

Баланс (модель letter balance)

2

10

Часовой механизм (модель click-clock)

2

11

Ветряная мельница (модель windmill)

2

12

Сухопутная яхта (модель land-yacht

2

13

Машина с маховиком (модель flywheeler

2

14

Машина с электроприводом (модель power-car)

2

15

Драгстер (модель dragster)

2

2

Факт

16

Шагоход ( модель walker

2

17

Робопёс (модель dogbot)

2

18

Балочный баланс ( модель

2

19

Башенный кран ( модель tower-crane)

2

20

Рамка (модель ramp)

2

21

Автомобиль гонщика (модель gear racer

2

22

Ходок 1

2

23

Пистолет

2

24

Ходок 2

2

25

Автомобиль

2

26

Паук 1

2

27

Тягач

2

28

Пластун

2

29

Кардан

2

30

Вертолёт

2

31

Погрузчик

2

32

Мотоцикл

2

33

Боксёр

2

34

Качели

2

35

Мотоцикл с люлькой

2

36

Карусель

2

37

Квадрокоптер

4

38

Модель 34

2

39

Колесо обозрения

4

40

Batman mobil

2

41

Крокодил

2

42

Windmill

2

43

Улитка

2

44

Верблюд

2

45

Пушка

2

46

Машинка модель 35

2

47

Турник

2

48

Пистолет 2

2

49

Лобзик

2

50

Рождественский олень

2

51

Творческие занятия

22

52

Подготовка моделей из конструктора к
отчетному мероприятию
Отчетные мероприятия , выставки, конкурсы

10

Итого

144

53

6

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Частично-поисковый
 Игровой
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности (перечислить в строчку):
Индивидуальные, индивидуально-групповые, групповая, практическое занятие,
открытое занятие, беседа, выставка, галерея, игра, мастер класс
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Образцы изделий
Видеоуроки

Форма аттестации учащихся проводится согласно форме утвержденного положения. А
также учитываются участие в мероприятиях различного уровня.



Творческая работа
Соревнования




Конкурс
Выставка
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение программы

1. Конструкторы: наборы LEGO Education 9686 - 15шт.; №9688 – 15шт, №9641-15
шт., «Робоняша»-15 шт.
2. Ноутбук с программным обеспечением «Lego-education»
3. Проектор, экран
4. Мультиметр, блок питания, светодиоды, датчики.

3.3. Список литературы
Используемая литература:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Книга для учителей ПервоРобот LEGO Education
3/ Наборы образовательных Лего-конструкторов: набор LEGO EDUCATION


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».