Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» сентября 2022 г., протокол №3 \ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: художественная «Лепка» Возраст учащихся: 7-14 лет Срок реализации: 3 года Автор - составитель: Лагерева Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория. г. Бабушкин, 2022 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» (приказ муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» МО «Кабанский район» Республики Бурятия № 23 от 31.08.2018г. Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал для детского творчества. Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут забавными подарками. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно доверить любому ребенку. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. А что еще нужно для радости и счастья, если не уметь творить. Все дети любят игрушки. Используя солёное тесто, ребёнок легко овладевает навыками лепки и создаст собственные оригинальные изделия, при этом разовьется моторика пальчиков, фантазия и воображение. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы. И это будет единственно и уникально. Ведь вес, что сегодня сделал ваш ребенок, не повториться никогда, потому, что завтра он станет старше и будет лепить совсем по-другому. Лепка – один из видов декоративно-прикладного искусства – пластика из соленого теста. Используя этот материал, можно разнообразить ваш интерьер: интересными панно, пейзажами, 2 натюрмортами, цветами, игрушками, рамками для фотографий и многим другим. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Соль, мука и вода – все, что нужно для работы. В Древнем Египте несколько тысяч лет назад были известны десятки различных сортов хлеба. А древние инки приносили в жертву богам фигурки людей и животных из теста. Европа в древности славилась фигурными караваями и мастерами-пекарями. В средние века появились и декоративные изделия из теста. Например, в Китае делали марионеток и даже деньги, в Гималаях выпекали культовые фигурки для жертвоприношений. Греки до сих пор выпекают хлебные венки и украшают их орнаментом. В Эквадоре туристы лихо раскупают поделки из ярко окрашенного теста, которые являются одним из видов народных художественных промыслов страны. В Западной Европе пользуются популярностью картины из теста. Актуальность программы состоит в том, что в данной программе используется экологически чистый, универсальный материал – солёное тесто, которое дает возможность воплощать самые интересные замыслы и надолго сохранить результат. Техника работы с тестом, в отличие от глины, доступна младшим школьникам, и в отличие от пластилина, готовое изделие отлично покрывается краской. А это позволяет дать детям дополнительный объем знаний и умений. Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают детей умениями и навыками, но и помогают им почувствовать себя творцами, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Несмотря на древность этого искусства, сегодня оно становится все более популярным и востребованным, потому что этот материал является наиболее доступным и сравнительно дешевым. Дети легче осваивают основные приемы лепки, работая именно с соленым тестом: оно эластично, не пачкает рук, в сравнении с пластилином; легче, чем глина поддается обработке. Поделки из соленого теста получаются легкими, прочными, а самое главное – экологически чистыми. Они наполняют дом уютом и теплом, служат прекрасным подарком для друзей и близких. На третьем году обучения в программу вводятся новые разделы по лепке: лепка из глины и лепка из холодного фарфора. Приобретая практические умения и навыки в области лепки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками. Вид программы: программа «Лепка» является модифицированной, имеет художественную направленность. Программа «Лепка» имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей возраста 7-14 лет к лепке из соленого теста. Срок реализации программы – 3 года, общее количество часов – 504 (1-й год – 144 ч., 2-й год – 144 ч., 3-й год обучения – 216 ч.). Уровень освоения программы – базовый. Организация образовательной деятельности: 1-й, 2-й год обучения Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Количество учебных часов в год – 144. Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут. Наполняемость группы – до 15 человек. 3-й год обучения Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 учебных часа. Количество учебных часов в год – 216. Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут. Наполняемость группы – до 15 человек. 3 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов по каждому разделу и теме, опираясь на собственный опыт и темп освоения учебной группой программного материала, не выходя за общее число часов в год. 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Задачи программы: Образовательные Формировать у обучающихся основы знаний в области декоративно-прикладного искусства; Знакомить обучающихся с истоками народного творчества, традициями и культурой; Развивать и закреплять на практике умения и навыки в работе с соленым тестом; Формировать умения использовать дополнительные приспособления, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); Познакомить обучающихся с праздниками народного календаря, традициями этих праздников. Развивающие: Формировать и развивать осознанное научно-художественное видение окружающего мира природы и использования его в творчестве; Развивать интеллектуальные и творческие способности; Развивать мелкую моторику рук; Развивать эмоционально-волевую сферу детей (самодисциплину, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца). Воспитательные: Показать значимость семейных ценностей; Воспитывать способности к самореализации и саморазвитию; Формировать и развивать эстетический вкус; Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность; Развивать сотрудничество и соавторство учащихся разного возраста; Создавать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов обучающихся; Воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративноприкладное творчество. Отслеживание результатов программы Важной составляющей образовательной программы является мониторинг качества образования в объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых компетенций обучающихся: личностных, метапредметных, предметных. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. Отслеживание результатов освоения программы происходит в следующих формах: выполнение самостоятельных художественных работ; результативное участие в выставках; устный опрос. игра, создание ситуаций успеха; защита творческого проекта; 4 аттестация обучающихся. Для оценки уровня развитости метапредметных используются специально разработанные для этого методики: № п/п Компетентности Показатели Личностные Ценностная и морально – эстетическая ориентация Ориентация на выполнение морально – нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Метапредметные Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества 1 2 и личностных компетенций, Методики диагностики «Оцени поступок» - методика определения морального содержания действий и ситуаций Методика «Рукавички» методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Планируемые результаты Личностные результаты: навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ; понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; владение основами социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию; устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности. Метапредметные результаты Умение: организовать свою деятельность; рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; проектировать изделия по собственному замыслу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы изученными средствами. сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию, участвовать в совместной творческой деятельности; слушать и понимать речь других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 5 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации. Ожидаемые результаты (1 год обучения) Обучающиеся должны знать: приемы соединения деталей в поделках из соленого теста; основы композиции; основы цветоведения. Обучающиеся должны уметь: научиться технике и приемам лепки из соленого теста; уметь правильно пользоваться инструментами; изготовлять небольшую картину из соленого теста. Уровни освоения образовательной программы (1-й год обучения) Высокий: Владеет навыками декоративно-прикладного вида творчества «Лепка из соленого теста». Имеет представление об истории возникновения Лепки из соленого теста. Знает основы цветоведения. Умеет технологически правильно с помощью воды соединять детали. Владеет технологией изготовление поделки способами составления композиции. Умеет оценивать свою работу и корректировать деятельность с целью исправления недочетов; Владеет в совершенстве приемами и способами лепки. Активно участвует в выставках, конкурсах и мероприятиях объединения и ДДТ. Средний: Не полностью владеет знаниями о цветовом спектре, затрудняется при ответе только после помощи педагога (наводящие вопросы, подсказки). Умеет технологически правильно с помощью воды соединять детали Затрудняется при росписи поделок, но проявляет трудолюбие и настойчивость в познании. Путается в ответах на вопросы о приемах, способах лепки, не всегда может составить композицию. Владеет навыками лепки несложных поделок из солёного теста, навыками простейшей росписи, её элементами. Участвует в выставках и мероприятиях объединения и ДДТ. Низкий: Выполняет задания лишь с помощью педагога, не проявляя самостоятельности. Делает ошибки при лепке и росписи поделок. Затрудняется в определении приемов и способов лепки. Не проявляет заинтересованности в работе и познании предмета. Не участвует в выставках и мероприятиях объединения и ДДТ. 1.3. Содержание программы Учебный план 1-й год обучения № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации /контроля Теория 1 10 Практика 1 30 Всего 2 40 1 2 «Вводное занятие» Раздел: «Основы цветоведения» 3 «Основные способы лепки» 10 26 36 Устный опрос 4 5 «Основы композиции» «Лепка простых форм» 10 2 26 12 36 14 Устный опрос Самостоятельная Работа. 6 6 7 8 Воспитательные мероприятия Интеллект-кафе, Здоровое будущее в наших руках, Проект 9 Мая Методико-диагностическое сопровождение Итоговое занятие Всего: 2 2 1 38 6 8 4 6 1 106 2 144 Игра, викторина Содержание программы 1-го года обучения I.Раздел: «Вводное занятие» Теория: История появления поделок из соленого теста. Материалы и инструменты, используемые в работе с солёным тестом. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Приготовление соленого теста. II Раздел: «Основы цветоведения» Тема №1: «Цветовой круг» Теория. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета Практика. Смешивание красок. Роспись поделок. Цветовое решение готовых поделок. Примерный перечень практических заданий: «Медальоны», «Медальоны с орнаментальными деталями», «Медальон портрет», «Медальоны с изображением животных». III Раздел. «Основные способы лепки» Тема №1. «Основные формы» Теория: Основные элементы формообразования в лепке. Практика: Лепки шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части, соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов.(шарик, лепешка, колбаска) Примерный перечень практических заданий: «Божья коровка», «Колобок», «Удав», «Сердечко с птицами». Тема №2. «Способы лепки» Теория: Способы лепки — конструктивный, пластический. Практика: Изготовление поделок конструктивным способом Примерный перечень заданий: «Подкова», «Бабочка», «Овечка», «Домик». «Рыбка» Тема №3. «Лепка простых форм» Теория: Беседы «Дары осени». Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов. Практика: Лепка овощей. Овощной натюрморт. Примерный перечень практических заданий: «Натюрморт с овощами», «Натюрморт с фруктами», «Рог изобилия». Тема №4 «Ягоды» Теория: Беседа «У медведя во бору». Использование иллюстраций и рисунков с изображением, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов. Практика: Лепка ягод Примерный перечень практических заданий: клубника, малина, вишня, смородина. IV. Раздел. «Композиция» Тема «Композиция» 7 Теория: Беседа о композиции, о ее правилах составления. Лепка и компоновка поделок. Основные правила составления композиции. Расположение элементов в композиции. Свойства композиции. Ритм в композиции. Практика: Лепка поделки по задуманным эскизам. Закрепление и применение в работе различных приемов и способов лепки. Примерный перечень работ: «Панно клубника», «Панно овощи» V. Раздел: «Лепка простых форм» Тема «Елочные игрушки Теория: Особенности лепки объемной игрушки. Практика: Лепка объемной елочной игрушки Примерный перечень работ: «Лиса», «Мишка», «Белочка», «Снеговик» VI. Раздел: Методико-диагностическое сопровождение Методики: «Оцени поступок», Методика «Рукавички», Методика «Мукасолька». VII. Раздел: Воспитательное мероприятия «Интеллект кафе», «Здоровое будущее в наших руках», «Центру 85», Проект «9 Мая» VIII. Раздел Итоговое занятие Итоговое занятие Теория: Подведение итогов работы за год. Совместное обсуждение и анализ достигнутых результатов за год. Знакомство с планами работы творческого объединения на новый учебный год. Ожидаемые результаты (2-й год обучения) Обучающиеся должны знать: о жизни и быте коренных народов Севера; о предметах обихода и их назначение; контрастные цвета; что такое «Панно с основой»; что такое «Картины составные». Обучающиеся должны уметь: составлять композицию из трех и более фигур; смешивать цвета на палитре для составления дополнительных оттенков; изготовить «Панно с основой»; прописывать мелкие детали лепки; технологически правильно собирать детали панно, составной картины. Уровни освоения образовательной программы (2-й год обучения) Высокий: Владеет приемами работы лепки из соленого теста, успешно использует новые технологии работы, предусмотренные программой 2 года обучения (составные картины, объемные работы). Умеет передавать в своих работах объем. Применяет разнообразные цветовые решения. Умеет составлять композицию из трех и более фигур. Имеет представление о жизни и быте коренных народов Севера. Работы выполняет самостоятельно, проявляя творческую инициативу. Активно участвует в выставках, мероприятиях объединения, ДДТ, города. Средний: Владеет программным материалом не в полном объеме. Практические задания выполняет с незначительными ошибками. При использовании сложной технологии составления композиции, передачи объема может обратиться за помощью к педагогу, но 8 доделать задуманное старается сам. Проявляет выборочный интерес к участию в выставках и мероприятия объединения, ДДТ. Низкий: Затрудняется при выполнении задания и выполняет его лишь после активного участия и помощи педагога. Не проявляет творческой самостоятельности, выбирает более простые варианты составления композиции, использую одну-две фигуры. В работе использует только открытые цвета. Не участвует в выставках и в мероприятиях творческого объединения. Учебный план 2-й год обучения № п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы аттестации /контроля Теория 2 6 6 Практика 16 18 Всего 2 22 24 1. 2. Вводное занятие Тема: «Панно без основы» Тема: «Панно на основе» 3. Раздел: «Картины» Тема: «Составные картины» 10 36 46 4. Раздел: «Мой край» 10 24 34 5. Воспитательные мероприятия Интеллект-кафе, Здоровое будущее в наших руках, Проект 9 Мая Методико-диагностическое сопровождение Итоговое занятие - 8 8 2 4 6 2 38 106 2 144 6. 7. Защита творческого проекта Защита творческого проекта Защита творческого проекта Игра, викторина Содержание программы 2-го года обучения 1.Вводное занятие. Теория: Правила техники безопасности при работе с инструментами на занятиях. Правило пожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы и программой творческого объединения на второй год обучения. 2. Раздел: «Панно» Тема: «Панно без основы» Теория: Изготовление панно без основы, беседа о возможности использования панно в интерьере. Изучение технологических карт. Демонстрация готовых работ. Практика: Сборка панно по детально, закрепляя одну деталь непосредственно к другой из большого количества элементов на основе базовых фигур. Цветовое оформление панно. Примерный перечень заданий: «Ягоды», «фрукты», «Насекомые», «Животные». Тема: « Панно на основе» Теория: Технология изготовления «Панно на основе». Беседа о возможности изготовления панно, как подарка для родных и друзей. Технология сборки. Демонстрация готовых работ. 9 Практика: Раскатывание теста для основы, сборка панно по детально, закрепляя элементы непосредственно к основе, вылепливание и присоединение более тонких по своей структуре деталей. Примерный перечень практических заданий: «Натюрморт», «Мои любимые животные», «Корзина с фруктами», «Мои друзья». 3.Раздел: «Картины» Тема: «Составные картины» Теория: Технология изготовления «Составных картин» несложной по композиции работы с использованием простейшего сюжета на основе фигур из базовых форм. Технология их сборки путём соединения всех деталей в единое целое. Изучение технологических карт. Демонстрация готовых работ. Практика: Самостоятельный выбор сюжета. Лепка фигур, соединения всех деталей в единое целое композиционное решение. Изготовление основы картины. Роспись готовой высушенной картины. Оформление картины. Примерный перечень практических заданий: «Замки», «Сказочный город». 4. Раздел: «Мой край» Теория: Знакомство с одной из форм отражения жизни коренного народа Севера – орнаментом, его смысловым значением. Использование орнамента в одежде коренных народов севера. Демонстрация наглядных пособий, просмотр видео материала. Практика: Лепка панно на основе по Северной тематике. Раскатывание теста для основы, сборка панно по детально, с закреплением элементов непосредственно к основе, вылепливание и присоединение более тонких по своей структуре деталей, раскрашивание. Примерный перечень практических заданий: «Мой родной край», «Жители моего края», «Природа моего края», «Ночной город». 5. Раздел: Воспитательное мероприятия «Интеллект кафе», «Здоровое будущее в наших руках», «Проект «9 Мая» 6. Раздел: Методико-диагностическое сопровождение Методики: «Оцени поступок», Методика «Рукавички», Методика «Мукасолька». 7. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов работы за год. Совместное обсуждение и анализ достигнутых результатов за год. Знакомство с планами работы творческого объединения на новый учебный год Ожидаемые результаты (3-й год обучения) Обучающиеся должны знать: об истории возникновения и развития лепки из соленого теста, из глины; о предметах обихода и их назначение; истоки лепки и росписи, обычаи, символику; технологию изготовления изделий из глины, полимерной глины; технику безопасности и правила организации рабочего места. правила смешения цветов на палитре для составления дополнительных оттенков. основы лепки цветов и фигурок из полимерной глины. правила ухода и хранения изделий из полимерной глины. Обучающиеся должны уметь: изготавливать народные игрушки из глины; 10 прописывать мелкие детали лепки; правильно и последовательно изготавливать изделия из полимерной глины; гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; составлять рабочие рисунки самостоятельно; технологически правильно собирать детали панно, составной картины. Уровни освоения общеразвивающей программы (3-й год обучения) Высокий: Владеет технологией изготовления изделий из глины, полимерной глины, успешно использует новые технологии работы, предусмотренные программой 3-го года обучения. Имеет представление о предметах обихода и их назначения. Знает истоки лепки и росписи, обычаи, символику. Умеет изготавливать народные игрушки из глины. Знает основы лепки цветов и фигурок из полимерной глины. Умеет правильно и последовательно изготавливать изделия из глины и полимерной глины. Средний: Владеет программным материалом не в полном объеме. Практические задания выполняет с незначительными ошибками. При использовании сложной технологии составления композиции, передачи объема обращается за помощью к педагогу, но доделать задуманное старается сам. Проявляет выборочный интерес к участию в выставках и мероприятиях. Низкий: Затрудняется при выполнении задания и выполняет его лишь после активного участия и помощи педагога. Не проявляет творческой самостоятельности, выбирает более простые варианты составления композиции, использую одну-две фигуры. В работе использует только открытые цвета. Не участвует в выставках и в мероприятиях. Учебный план 3-й год обучения № п/п Наименование разделов Количество часов Теория 3 20 Практика 92 Формы аттестации /контроля Всего 3 112 Самостоятельная работа Самостоятельная 42 работа Защита 42 творческого проекта Игра, викторина 8 1. 2. Вводное занятие Раздел: «Лепка из солёного теста» 3. Раздел: «Лепка из глины» 10 32 4. Раздел: «Лепка из полимерной глины» 10 32 5. Воспитательные мероприятия Интеллект-кафе, Здоровое будущее в наших руках, Проект 9 Мая Методико-диагностическое сопровождение Итоговое занятие - 8 3 3 6 3 49 167 3 216 6. 7. Содержание программы 3-го года обучения 1. Вводное занятие Теория: Тема: Повторение. 11 Правила техники безопасности при работе с инструментами на занятиях. Правило пожарной безопасности. Повторение различных приемов лепки изучение эскизов, инструкционных карт, специальной и периодической литературы. Основные тенденции и направления в разработке изделий из соленого теста. Практическая работа: Повторение ранее изученных способов лепки на примерах рабочих образцов простейших изделий. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок орнаментов из простых элементов. 2. Раздел: «Лепка из соленого теста» Тема: Основы композиции. Цветоведение. Формообразование. Теория: Законы построения композиции. Равновесие в композиции. Акцент. Цветовое решение. Взаимосвязь композиции и цвета. Стилизация. Формообразующие элементы, составление композиции из соленого теста. Зарисовка отдельных элементов. Практическая работа: Изучение специальной литературы и видеоматериалов по теме; зарисовка отдельных элементов и работа над их стилизацией. Варианты декорирования. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов. Тема №1: Полу-объёмные изделия. Композиция «Ромашки» Теория: Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Практическая работа: Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цветы». Тема №2: Композиция «Деревенька моя». Теория: Изучение деревенского быта по литературе, иллюстрациям. Посещение музея. Выполнение зарисовок отдельных элементов быта, набросков, эскизов. Практика: Разработка и обоснование авторского эскиза панно в цвете. Обсуждение эскиза, внесение уточнений и дополнений в эскиз. Доработка эскиза. Выполнение панно «Деревенька моя». Сборка и оформление панно «Деревенька моя». Составление инструкционной карты. Тема №3: «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Теория: Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, соленого теста. Практика: Выполнение эскизов к русским сказкам. Лепка изделия. Роспись изделия после просушки. Тема: Объёмные изделия. Тема №1: Технология изготовление подсвечников. Теория: Разнообразие форм и видов подсвечников. Правила осторожного обращения с огнем, ППБ. Составление и зарисовка композиции украшения подсвечника. Подбор иллюстративного материала. Практика: Лепка основы подсвечника, цветов и листьев. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки. Тема №2: Технология изготовления карандашницы. Теория: выполнение фотографий карандашниц. Подбор иллюстративного материала. Практика: Зарисовка эскиза карандашницы. Способы крепления объемных деталей к плотной основе. Лепка основы карандашницы. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки. Тема №3: Творческая работа на любую тематику. 12 Теория: Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Практика: Самостоятельная работа: зарисовка эскиза творческой работы. Тема: Объёмные изделия на каркасе. Теория: Конструирование проволочного каркаса. Наблюдение за повадками, движениями кошки во время охоты, игры, сна. Практика: Выполнение эскиза поделки. Лепка фигуры кошки. Лепка дополнительных деталей для создания сюжетной композиции по составленному ранее эскизу Роспись после просушки. Тема: Предметы для украшения интерьера. Теория: Познакомить с базовой формой и многообразием украшений для предметов кухонного интерьера. Учить декорировать предметы кухонного интерьера. Обучать умению подбирать основу для будущей декорации изделия, используя технику «тесто на тесто», «тесто на ткань», или «тесто на дерево». Техника изготовления витых форм. Практика: Самостоятельная работа: зарисовка эскиза творческой работы. Лепка изделия. Роспись изделия после просушки. 3.Раздел: «Лепка из глины» Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Теория: История глиняной игрушки. Свойства глины, приемы лепки глиняных игрушек. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Способы лепки: пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный. Практика. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Тема: Способы лепки. Дымковские игрушки. Теория: Знакомство с Дымковской игрушкой, история возникновения и развития. Знакомство с «Дымковской росписью». Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Практика: Лепка дымковского козлика или лошадки. Последовательность изготовления дымковской игрушки. Тема №1: Дымковский Индюк или петушок Теория: Приемы декора путем наложения одного глиняного элемента на другой. Практика: Лепка дымковского петушка или индюка, роспись изделия. Тема №2: Дымковская барыня Теория. Последовательность лепки женской фигуры. Методы изготовления купола-подола для юбки женской фигуры а, также кружева и рюшей на платье. Практика. Лепка и роспись дымковской барышни. Тема №3 Композиция на тему «русских народных сказок» Теория: Вспомним русские народные сказки («По щучьему велению», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д…) Практика: Лепим персонажей из сказок в стиле «Дымковской игрушки». Тема: «Филимоновская глиняная игрушка» Теория: История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Практика: Лепка петушка или курочки и роспись готовых изделий. 13 Тема №1: Козлик, лошадка, барашек или олень (на выбор) Теория: Особенности и отличия «Филимоновской игрушки». Практика: Лепка Козлика, лошадки, барашка или оленя (на выбор) роспись готовых изделий. Тема№ 2. Филимоновская барышня Теория. Особенности «Филимоновской игрушки» и «Дымковской» и «Каргопольской». Практика. Лепка барышни, роспись готовых изделий. отличие росписи и формы от Тема №3. «Веселая карусель» Теория. Особенности лепки качелей или карусели (на выбор) Практика. Лепка Животных, людей на качелях или каруселях, роспись готовых изделий. Тема №4. «Чудо-Юдо рыба-кит» Теория: Методы и способы лепки крупногабаритных форм. Практика: Лепка крупногабаритной рыбы, кита или черепахи. Роспись изделия в стиле «Филимоновской игрушки», роспись готовых изделий. Тема. «Каргапольская глиняная игрушка» Теория: История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Практика: Деревенский двор. (лепка домашних птиц и животных) роспись готовых изделий. Тема №1. «Русские сказки» Теория: Изобразительные мотивы. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент. Практика: «Животные-персонажи из русских сказок» (лепка костюмированных лесных животных) роспись готовых изделий. Тема №2. «В гостях у сказки» Теория: Сюжеты и образы. Отличительные особенности: пластический способ лепки. Практика: Композиция на тему русской сказки роспись готовых изделий. Тема №3 «Сувенир-шкатулка» Теория: Изобразительные мотивы. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра») цветовой строй, орнамент. Практика: Лепка костюмированных животных-персонажей из русских сказок» с небольшой емкостью-вазой в форме дерева, пенька, грибка и т.п… роспись готовых изделий». Тема №4: «Декоративная вазочка» Теория: Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Практика: выполнение зарисовок посуды, лепка изделия, роспись готовых изделий. Тема№5: «Глиняная игрушка» Теория: Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Практика: Выполнение эскиза глиняной игрушки, лепка изделия, роспись готовых изделий. 14 Тема №6: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции, лепка изделия, роспись готовых изделий. 4.Раздел: «Лепка из полимерной глины» Теория Занятие - знакомство с запекаемой полимерной глиной (пластикой). основные секреты работы с пластикой. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Основные приёмы лепки из полимерной глины, используемые для изготовления фигурки: раскатывание цилиндров разной толщины и длинны, скатывание шаров разного объёма, сплющивание, вдавливание и соединение различных деталей в единое целое. Практическая работа. Изготовление букета цветов. На основе шариков, лепешка, колбаска. Тема: Цветы, насекомые птицы. Теория: Основные приёмы лепки из полимерной глины для изготовлений различных объёмных, насекомых, птиц, скатывание, раскатывание, сплющивание, сдавливания. Практика: Выполнение отдельных элементов животных, насекомых, птиц и сборка их в единое целое. Последующее оформление готовых изделий мелкими деталями (глаза, усы, нос, клюв и др.). Тема №2. «Чашка с фруктами» Теория: Просмотр наглядного пособия других мастеров. Подготовка инструментов и материалов. Изучение особенностей изготовления фруктов на чашечке. Практика: Изготовление фруктов и веточек ягод. Сборка готового изделия. Покрытие лаком. Тема№3 «Ложечки из полимерной глины»: Теория: Просмотр изображений с изделиями других авторов. Подготовка инструментов для работы. Повторение способов создания цветов и ягод из полимерной глины Практика: Изготовление цветов и ягод. Обжиг изделия. Покрытие лаком. Тема№3. Украшение из полимерной глины. Теория: Просмотр наглядного пособия других мастеров. Подготовка инструментов и материалов. Повторение способов создания цветов и ягод из полимерной глины. Практика: Изготовление цветов и ягод. Обжиг изделия. Покрытие лаком. 5. Раздел: Воспитательное мероприятия «Интеллект кафе», «Здоровое будущее в наших руках», «Проект «9 Мая» 6.Раздел: Методико-диагностическое сопровождение Методики: «Оцени поступок», Методика «Рукавички», Методика «Мукасолька». 7. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов работы за год. Совместное обсуждение и анализ достигнутых результатов за год. Итоговая аттестация учащихся. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1.Календарный учебный график Количество учебных недель 36 15 Количество учебных дней Продолжительность каникул Дата начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации 183 С 01.06.2022 по 31.05.2022 С 07.09.2021 по 28.05.2021 Декабрь 2021 Май 2022 2.2.Условия реализации программы Методическое обеспечение Работа по данной дополнительной общеразвивающей программе направлена на постоянную поддержку интереса детей к декоративно-прикладному творчеству, повышение их самооценки, личностное развитие. Поэтому основным методическим приемом проведения занятий является создание ситуации успеха (поощрение, создание положительной мотивации). При организации образовательного процесса обязательно учитываются возрастные особенности детей. В основу образовательного процесса положены личностно – ориентированные технологии, которые позволяют обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природных потенциалов. любая информация из области мировой цветовой культуры — старт для творческой работы; обеспечение последовательности творческого процесса: от коротких и посильных для учеников упражнений к более объемным и художественно значимым работам; стимулирование осмысленного подхода к решению задачи — интеллект и интуиция задействованы одновременно; стремление к художественной привлекательности работы, независимо от ее характера и длительности исполнения; формулирование задания с расширенным комплексом требований; обеспечение постоянного интереса учащихся к предмету, благодаря смене характера заданий, художественных материалов, технологий; предоставление широкого спектра возможных творческих интерпретаций; обязательная выставка работ в конце каждого раздела, формулирование результатов. Материально- техническое обеспечение Данная программа предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые материалы. Учебная мебель должна соответствовать возрастным особенностям строения тела ребенка с учетом направления дневного и вечернего освещения (слева, сверху). Помимо этого в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, инструментов и материалов, детских работ, образцов изделий. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета площадью 24,4 кв.м., 13,2 кв.м подсобные помещение, а так же: 1.Интерактивная панель; 2. Ноутбук; 3. Доска магнитно - маркерная; 4. Наборы пластилина, пластика; 16 5. Гуашь, кисти, палитра; 6. Глина; 7. Мука, соль; 8. Доска, коврик для творчества; 9.Столы; 10.Стулья. 1. 2. 3. 4. Информационное обеспечение: Операционная система Windows; Полный пакет офисных приложений MicrosoftOffice; Антивирусная программа Dr.Web; Точка доступа в интернет; Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование и высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Дидактическое обеспечение № п/п 1 2 3 Разделы Дидактическое обеспечение общеразвивающей программы инструкции по технике безопасности; Вводное иллюстрации работ из солёного теста и занятие глиняных изделий; готовые изделия работ; диагностический материал, аттестация. технологические карты основ лепки «Основные (шарик, лепёшка, колбаска); способы лепки» технологическая карта приёмом и способов лепки, готовые работы учащихся. «Основы цветоведения» технологические 4 «Композиция» карты построения симметричной и асимметричной композиции, схема цветового спектра; цветовая гамма из холодных и тёплых цветов, пастельных цветов; технологическая карта с выделением планов композиции (передний, средний, дальний); иллюстрации картин известных художников. технологические карты изготовления панно на основе и без основы, готовые работы учащихся объединения по интересам. 17 Материалы и инструменты Стека, нож, кисть, простой карандаш. Тесто, глина, полимерная глина, вода. Набор для моделирования. Простой карандаш, кисти, палитра. альбомные листы, краски, вода. Стека, нож, кисть, простой карандаш. Тесто, вода, глина, полимерная глина, «Моя Бурятия» 5 видео, DWD материал о жизни бурят; иллюстрации с изображением быта народов Ямала; книги сказок народов ханты и ненцы. «Картины» 6 технологические карты изготовления цельных и составных картин; технологическая карта изготовления картины в смешанной технике; иллюстрации изделий; готовые работы учащихся Итоговое занятие 7 настольные гончарные круги. Набор для моделирования. Нож, кисть, стека. Тесто, глина, полимерная глина, вода. Гончарные круги. Набор для моделирования. Стека, нож, кисть, простой карандаш. Тесто, глина, полимерная глина, вода. Гончарные круги. Набор для моделирования. диагностический материал, аттестация учащихся - 2.3.Формы аттестации: устный контроль; лабораторно-практический контроль (творческие задания, проекты); конкурсы, выставки; зачет. 2.4. Оценочные материалы Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.) Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях) Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста. Инструкция 18 Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе. 1. Занятие данным видом деятельности даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2. Заниматься данным видом деятельности мне интересно, и я хочу знать о нём как можно больше. 3. Занимаясь данным видом деятельности мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. 4. Учебные задания по данному виду деятельности мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует педагог. 5. Трудности, возникающие при занятии видом деятельности, делают его для меня ещё более увлекательным. 6. При изучении данного вида деятельности кроме книг и журналов, рекомендованных педагогом, самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному виду деятельности можно было бы не изучать. 8. Если что-то не получается по данному виду деятельности, стараюсь разобраться и дойти до сути. 9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем педагога. 11. Изучаемый материал с интересом обсуждаю в свободное время (в школе, дома) со своими одноклассниками, друзьями. 12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают. 13. По возможности стараюсь попросить кого-то выполнить задание за меня. 14. Считаю, что все знания являются ценными и по возможности нужно знать об изучаемом виде деятельности как можно больше. 15. Оценка для меня важнее, чем знания. 16. Если я плохо подготовлен(а), то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 19 17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с видом деятельности, которым я занимаюсь в творческом объединении (студии, секции). 18. Данный вид деятельности даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия в творческом объединении (студии, секции), то меня это огорчает. 20. Если бы было можно, то не посещал бы творческое объединение студию, секцию), но родители меня заставляют его посещать. Обработка результатов. Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ: Да 1 2 5 6 8 11 12 14 17 19 Нет 3 4 7 9 10 13 15 16 18 20 Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: 0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации 6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации 15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы: 1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8). 2. Самостоятельность в виде деятельности – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6). 3. Пассивность – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6) 4. Трудность в изучении вида деятельности – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2) 5. Интерес к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6) 20 6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6) 7. Негативное отношение к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6). Степень данных проявлений: 0 - 25% - низкая 30%-70% - средняя 75%-100% - высокая Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений. Бланк ответов (Ф.И. ______________________________________________) № Наименование Наименование Наименование Наименование Наименование учебного учебного учебного учебного учебного предмета 1 предмета 2 предмета 3 предмета 4 предмета 5 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная 21 Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Выставка Защита проекта Мастер-класс Ярмарка Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 22 5. Список литературы Для педагога: 1. Кискальт И. Солёное тесто и моделирование. Москва: Профиздат, 2004. 2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Москва: Просвещение, 1984. 3. Огонь – Камень. Сказки народов Тюменского Севера. Свердловск, Средне - Уральское кн. изд-во, 1980. 4. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / Под. ред. В.Б. Косминская, Н.Б. Халеозова. Моква: Просвещение, 1987. 5. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол. Москва: Мой Мир, 2006. 6. Рутковская А.. Рисование в начальной школе. СПб.: «Издательский Дом Нева», 2003. 7. Сборник примерных программ образовательных программ по декоративноприкладному, театральному, хореографическому искусству, Департамента образования города Москвы. Москва, 2004. 8. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. Москва: ЗАО «Издательский Дом МСП», 2005. 9. Комарова Т.С. Методика преподавания ИЗО и декоративно-прикладного творчества. Москва: Просвещение, 1997. 10. Ханакаева И. Солёное тесто. Москва:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006. 11. Чаянова Г. Солёное тесто. Москва: Дрофа, 2005. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Для обучающихся: Кискальт И. Солёное тесто и моделирование. Москва: Профиздат, 2004. Огонь – Камень. Сказки народов Тюменского Севера. Свердловск, Средне –Уральское кн. изд-во, 1980. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ Ко. Кг, 2006. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. Москва: ЗАО «Издательский Дом МСП», 2005. Ханакаева И. Солёное тесто. Москва:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006. Чаянова Г. Солёное тесто. Москва: Дрофа, 2005. 23 Приложение 1 Словарь терминов, используемых в программе Анималистический жанр – изображение животных. Бытовой жанр – изображение повседневной жизни людей. Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой - либо идеей. Лепка – использование пластичных материалов с целью придания изделию определённой формы. Натюрморт – изображение предметного мира, который окружает человека. Ножик – пластмассовый инструмент, предназначенный для вырезания различных форм из теста. Основные цвета – цвета, которые невозможно получить путём смешивания каких либо красок: синий, красный, жёлтый. Палитра – деревянная или пластиковая плоская ёмкость для смешивания красок. Пейзаж – изображение природы. Портрет – изображение человека или группы людей. Пропорции – соотношения размеров элементов или частей, какого либо объекта между собой, а также соотношение размеров различных объектов. Рельеф – выпуклое изображение на поверхности. Соленое тесто – смесь муки и соли в пропорции 2 к 1 замешанное водой до состояния мягкого пластилина. Составные цвета - цвета, которые можно получить путём смешивания основных цветов. Спектр – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвет. Стека – металлический или деревянный инструмент для ручной лепки. Используется для придания изделию формы, объединению частей. Шаблон – форма, вырезанная из твёрдого материала. Используется для изготовления нескольких деталей, точно повторяющих друг друга. Эскиз – предварительный набросок композиции на листе. 24