Компьютерная графика

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
“Бабушкинский дом детского творчества”
Принята на заседании
педагогического совета
от 01 сентября 2022 г
Протокол № 3

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
Направленность: художественная
“Компьютерная графика”

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - базовый

Составитель: Черных Лариса Павловна
Педагог дополнительного образования

г. Бабушкин, 2022

I. Пояснительная записка
Основные характеристики программы
1.1 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа “Векторная
графика”

(далее

Программа)

реализуется

в

соответствии

с

художественной

направленностью образования и основывается на следующих нормативно-правовых
актах:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ “Об образовании в Российской
Федерации”
2. Распоряжение Правительства 04.09.2014 года №1726-р “Концепция развития
дополнительного образования детей в Российской Федерации”
3. Приказ Министерства просвещения России от 29.11.2018 года №52831 “Об
утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 года №28 “Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20

“Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи”
5. Национальный проект “Образование” (утверждён Президиумом Совета

при

Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 года №16)
6. Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 года №467 “Об
утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей”
7. Письмо Министерства образования и науки России от 28.04.2017 года № ВК1232-09

“О

направлении

методических

рекомендаций”

(“Методические

рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей”)
8. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО “Бабушкинский дом
детского творчества”
1.2 Актуальность программы обусловлена применением информационных
технологий, их развития, культурой подачи информации в современном мире.
Программа решает потребность детей данного возраста во всестороннем творческом

развитии и имеет особое значение, применяя знания, навыки, умения в повседневной и
учебной деятельности.
1.3 Отличительные особенности программы
За основу программы для детей данного возраста взято обучение созданию
иллюстраций, с которыми они уже знакомы из детской художественной литературы и
учебников. Иллюстрация не утрачивает актуальность в настоящее время, применяется
в дизайне современных сайтов.
Вид программы - модифицированная.
1.4 Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
благоприятных условий для развития творческих способностей детей в области
компьютерной графики.
1.5 Цель программы - обучение созданию векторной графики, развитие
интереса к графическому дизайну.
1.6 Задачи:
1. Научить взаимодействию с операционной системой персонального компьютера
(клавиатура, загрузка, создание, сохранение документов и изображений, выход
из программ, выключение ПК).
2. Научить использовать возможности векторного графического редактора,
создавать элементы для будущей композиции, применять цвет.
3. Научить применять знания и умения при создании творческого проекта,
выявлять недостатки и улучшать.
4. Развить

способности

к

художественно

исполнительской

и

проектной

деятельности (стремление довести дело до конца)
5. Развить наблюдательность и творческое мышление.
6. Сформировать умение находить идею и применять в творческой деятельности
7. Воспитать культуру общения, принятия чужого мнения, трудолюбие и
аккуратность
1.7 Возраст обучающихся:
Занятия посещают дети в возрасте от 7 до 10 лет.
1.8 Форма обучения очная в группе.
2. Объём программы
2.1 На весь период обучения запланировано 108 часов
2.2 Срок реализации программы 1 год
2.3 Режим занятий: 3 раза в неделю по 45 минут.

3. Планируемые результаты
3.1 По результату освоения программы обучающиеся научатся:
1. Применять базовые знания и основные приёмы взаимодействия с операционной
системой персонального компьютера
2. Использовать основные инструменты рисования и возможности векторного
графического редактора
3. Создавать творческие проекты в виде иллюстраций.
4. Находить идеи, использовать полученные знания, навыки и умения в своей
творческой деятельности.
3.2 Способы и формы проверки результатов
Проверка результатов освоения программы осуществляется в форме выставки,
конкурса, выполнении творческой работы, опрос.
За основу оценивания результатов и достижений

учащихся взята методика

определения результатов образовательной деятельности детей в дополнительном
образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно
утвержденному положению о системе оценивания.
I. Содержание программы
2.1 Учебно-тематический план
№ Название раздела
п/
п
1 Введение в
компьютерную
графику

Основы
взаимодействия с
ОС.
Основы работы с
клавиатурой
История
компьютерной
графики
Виды компьютерной
графики
Основы растровой
графики.

всего

Количество часов
теория
практика

18

9

9

2

1

1

7

2

5

1

1

1

1

2

1

1

Формы
аттестации
Контрольн
ые задания,
устный
опрос
Соревнован
ие

2

Основы векторной
графики.
Форматы
изображений
Растровые и
векторные
графические
редакторы. Примеры
Векторная графика

2

1

1

2

1

1

1

1

90

31

59

Графика. Рисунок.
Дизайн
Интерфейс
программы Inkscape
Основы типографики
Основы цвета
Основы работы с
объектами в Inkscape
Кривая Безье в
Inkscape
Итого:

2

1

1

2

1

1

6
6
34

2
3
10

4
3
24

40

10

30

108

40

68

Выставка
Конкурс
Контрольн
ые задания

2.2 Содержание тем программы
Модуль 1. Введение в компьютерную графику
Тема 1. Основы взаимодействия с операционной системой.
Теория. Правила работы за компьютером. Порядок включения ноутбука и его
выключение. Рабочий стол.
Практика. Освоение навыка создания личной папки, работы с окнами, запуска
программ и их закрытие, порядка выключение ноутбука.
Тема 2. Основы работы с клавиатурой
Теория. Клавиатура, как устройство ввода. Техника работы с клавиатурой.
Классификация клавиш.
Практика. Освоение устройства ввода, выполняя задания по набору алфавита русского (всем) и английского (для 4 класса), цифр от 1 до 0, римских цифр от I до X,
символов

-

.

,

!

?

*

(

);

https://gonki.nabiraem.ru/tour/4317037
Контроль. Соревнование
Тема 3. История компьютерной графики

используя

онлайн-игру

для

детей

Теория. Первые компьютеры. Символьная графика. Музей Информатики в Париже
(информационный ролик Новости 1 канала).

Первая компьютерная анимация

Советский мультфильм “Кошечка” 1968 г.
Первый 3D-мультфильм “Приключения Андре и пчёлки Уолли”, 1984 г.
Тема 4. Виды компьютерной графики
Теория. Виды и примеры компьютерной графики
Тема 5. Основы растровой графики
Теория. Растровая графика: достоинства и недостатки. Понятие “Пиксель”.
Практика. Освоение навыка масштабирования изображения и определения его типа
(растрового).
Контроль. Контрольное задание “Найти растровое изображение”.
Тема 6. Основы векторной графики
Теория. Векторная графика: достоинства и недостатки.
Практика. Освоение навыка масштабирования изображения и определения его типа
(векторного).
Контроль. Контрольное задание “Найти векторное изображение”.
Тема 7. Форматы изображений
Теория. Растровые форматы изображений. Векторные форматы изображений.
Практика. Освоение способа определения формата изображений.
Тема 8. Растровые и векторные графические редакторы.
Теория. Назначение графических редакторов. Примеры растровых и векторных
графических редакторов.
Модуль 2. Векторная графика
Тема 1. Графика. Рисунок. Дизайн.
Теория. Понятие “графика”. Понятие “рисунок”. Понятие “дизайн”
Практика. Анализ упаковки. Анализ оформления сайта на примере детских
https://www.karusel-tv.ru/, https://disney.ru/, https://www.murzilka.org/, др.
Контроль. Контрольное задание
Тема 2. Интерфейс программы Inkscape.
Теория. Запуск редактора. Рабочий лист. Панели инструментов рисования и настроек.
Практика. Освоения приёмов применения инструментов и их настроек.
Тема 3. Основы типографики

Теория. Шрифты. Ввод текста в графическом редакторе Inkscape. Основные настройки.
Текстовые эффекты: расположение текста вдоль кривой, объёмный текст, неон.
Практика. Освоение текстовых настроек, развитие навыка применения различных
типов шрифта в творческом проекте.
Контроль. Выставка
Тема 4. Основы цвета.
Теория. Цвет в природе. Восприятие цвета человеком. Гармония цвета. Цветовой круг
И. Иттена. Схемы цветовых сочетаний.
Практика. Освоение схем сочетания цвета.
Контроль. Контрольное задание.
Тема 5. Основы работы с объектами в Inkscape
Теория. Примитивы. Панель настроек. Масштаб и перемещение. Логические операции
над объектами.
Практика. Освоение навыка рисования примитивами с помощью инструментов
прямоугольник, звезда, круг, спираль; выделение объектов и фигур; применение
цветной заливки и градиента; настройки контура (обводки). Освоение методов
упорядочения, объединения и клонирования. Применение логических операций над
объектами.
Контроль. Контрольное задание.
Тема 6. Кривая Безье в Inkscape
Теория. Инструмент для рисования “Кривая Безье”. Особенности рисования с
помощью инструмента “Кривая Безье”. Элементы кривой - узлы и траектории.
Настройки узлов и редактирование кривой.
Практика. Освоение инструмента кривая Безье, её настроек и создание элементов для
иллюстрации.
Контроль. Выставка.
2.3 Календарный учебный график
Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

36
Декабрь 22
Июнь 23

II. Организационно-педагогические условия и формы аттестации.
3.1 Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности - Групповая, Практическое
занятие, Открытое занятие, Беседа, Выставка, Игра, Мастер-класс.
Педагогические технологии  Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Проектная технология
Дидактические материалы



Раздаточные материалы
Инструкции

Форма аттестации учащихся:





Творческая работа
Соревнование
Конкурс
Выставка
3.2 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение кабинета: ноутбук ОС Windows, планшет,
интерактивная доска, мебель, освещение, высокоскоростной интернет, графические
редакторы для учебной и проектной деятельности обучающихся, учебная литература.
3.3 Список, использованной литературы
1. Основы компьютерной графики: учебное пособие / П.С. Шпаков, Ю.Л. Юнаков,
М.В. Шпакова. - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. - 398 с.
2. Компьютерная графика: учебник для вузов 3-е издание - СПб: Питер, 2011. - 544
с.; ил. / Петров М.Н.
3. Ю.П. Немчанинова - Обработка и редактирование векторной графики Inkscape
(ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва, 2008 г. - 52 с.
4. Искусство цвета. И. Иттен - цифровая книга, 2021. - 68 с.

5. Гармония цвета. - цифровой справочник, 2021. - 119 с.
6. Вёрстка иллюстраций - цифровая книга, 2021 - 13 с.
7. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентовбакалавров, обучающимся по педагогическим направлениям и специальностям /
Автор-составитель: О.И. Мезенцева.; под ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. Фил. Гос.
пед. ун-та - Новосибирск: ООО Немо-Пресс, 2018. - 140 с.
8. Сюжетная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности “Графика” / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2017. - 399 с.; ил.; 32 с. цв. ил. - (Изобразительное искусство)
Интернет-ресурсы
https://gonki.nabiraem.ru/tour/4317037 тренажёр-игра с клавиатурой
http://www.secundomer.ru/secundomer секундомер
https://www.karusel-tv.ru/, https://disney.ru/, https://www.murzilka.org/ сайты для детей
Кошечка мультфильм 1968 года
мультфильм Disney - Приключения Андрэ и пчёлки Уолли | Короткометражки Студии
PIXAR [том1]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».