Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования “Бабушкинский дом детского творчества” Принята на заседании педагогического совета от 01 сентября 2022 г Протокол № 3 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Направленность: художественная “Компьютерная графика” Возраст обучающихся: 7 – 10 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - базовый Составитель: Черных Лариса Павловна Педагог дополнительного образования г. Бабушкин, 2022 I. Пояснительная записка Основные характеристики программы 1.1 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа “Векторная графика” (далее Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” 2. Распоряжение Правительства 04.09.2014 года №1726-р “Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации” 3. Приказ Министерства просвещения России от 29.11.2018 года №52831 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи” 5. Национальный проект “Образование” (утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 года №16) 6. Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 года №467 “Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей” 7. Письмо Министерства образования и науки России от 28.04.2017 года № ВК1232-09 “О направлении методических рекомендаций” (“Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей”) 8. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО “Бабушкинский дом детского творчества” 1.2 Актуальность программы обусловлена применением информационных технологий, их развития, культурой подачи информации в современном мире. Программа решает потребность детей данного возраста во всестороннем творческом развитии и имеет особое значение, применяя знания, навыки, умения в повседневной и учебной деятельности. 1.3 Отличительные особенности программы За основу программы для детей данного возраста взято обучение созданию иллюстраций, с которыми они уже знакомы из детской художественной литературы и учебников. Иллюстрация не утрачивает актуальность в настоящее время, применяется в дизайне современных сайтов. Вид программы - модифицированная. 1.4 Педагогическая целесообразность программы заключается в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в области компьютерной графики. 1.5 Цель программы - обучение созданию векторной графики, развитие интереса к графическому дизайну. 1.6 Задачи: 1. Научить взаимодействию с операционной системой персонального компьютера (клавиатура, загрузка, создание, сохранение документов и изображений, выход из программ, выключение ПК). 2. Научить использовать возможности векторного графического редактора, создавать элементы для будущей композиции, применять цвет. 3. Научить применять знания и умения при создании творческого проекта, выявлять недостатки и улучшать. 4. Развить способности к художественно исполнительской и проектной деятельности (стремление довести дело до конца) 5. Развить наблюдательность и творческое мышление. 6. Сформировать умение находить идею и применять в творческой деятельности 7. Воспитать культуру общения, принятия чужого мнения, трудолюбие и аккуратность 1.7 Возраст обучающихся: Занятия посещают дети в возрасте от 7 до 10 лет. 1.8 Форма обучения очная в группе. 2. Объём программы 2.1 На весь период обучения запланировано 108 часов 2.2 Срок реализации программы 1 год 2.3 Режим занятий: 3 раза в неделю по 45 минут. 3. Планируемые результаты 3.1 По результату освоения программы обучающиеся научатся: 1. Применять базовые знания и основные приёмы взаимодействия с операционной системой персонального компьютера 2. Использовать основные инструменты рисования и возможности векторного графического редактора 3. Создавать творческие проекты в виде иллюстраций. 4. Находить идеи, использовать полученные знания, навыки и умения в своей творческой деятельности. 3.2 Способы и формы проверки результатов Проверка результатов освоения программы осуществляется в форме выставки, конкурса, выполнении творческой работы, опрос. За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному положению о системе оценивания. I. Содержание программы 2.1 Учебно-тематический план № Название раздела п/ п 1 Введение в компьютерную графику Основы взаимодействия с ОС. Основы работы с клавиатурой История компьютерной графики Виды компьютерной графики Основы растровой графики. всего Количество часов теория практика 18 9 9 2 1 1 7 2 5 1 1 1 1 2 1 1 Формы аттестации Контрольн ые задания, устный опрос Соревнован ие 2 Основы векторной графики. Форматы изображений Растровые и векторные графические редакторы. Примеры Векторная графика 2 1 1 2 1 1 1 1 90 31 59 Графика. Рисунок. Дизайн Интерфейс программы Inkscape Основы типографики Основы цвета Основы работы с объектами в Inkscape Кривая Безье в Inkscape Итого: 2 1 1 2 1 1 6 6 34 2 3 10 4 3 24 40 10 30 108 40 68 Выставка Конкурс Контрольн ые задания 2.2 Содержание тем программы Модуль 1. Введение в компьютерную графику Тема 1. Основы взаимодействия с операционной системой. Теория. Правила работы за компьютером. Порядок включения ноутбука и его выключение. Рабочий стол. Практика. Освоение навыка создания личной папки, работы с окнами, запуска программ и их закрытие, порядка выключение ноутбука. Тема 2. Основы работы с клавиатурой Теория. Клавиатура, как устройство ввода. Техника работы с клавиатурой. Классификация клавиш. Практика. Освоение устройства ввода, выполняя задания по набору алфавита русского (всем) и английского (для 4 класса), цифр от 1 до 0, римских цифр от I до X, символов - . , ! ? * ( ); https://gonki.nabiraem.ru/tour/4317037 Контроль. Соревнование Тема 3. История компьютерной графики используя онлайн-игру для детей Теория. Первые компьютеры. Символьная графика. Музей Информатики в Париже (информационный ролик Новости 1 канала). Первая компьютерная анимация Советский мультфильм “Кошечка” 1968 г. Первый 3D-мультфильм “Приключения Андре и пчёлки Уолли”, 1984 г. Тема 4. Виды компьютерной графики Теория. Виды и примеры компьютерной графики Тема 5. Основы растровой графики Теория. Растровая графика: достоинства и недостатки. Понятие “Пиксель”. Практика. Освоение навыка масштабирования изображения и определения его типа (растрового). Контроль. Контрольное задание “Найти растровое изображение”. Тема 6. Основы векторной графики Теория. Векторная графика: достоинства и недостатки. Практика. Освоение навыка масштабирования изображения и определения его типа (векторного). Контроль. Контрольное задание “Найти векторное изображение”. Тема 7. Форматы изображений Теория. Растровые форматы изображений. Векторные форматы изображений. Практика. Освоение способа определения формата изображений. Тема 8. Растровые и векторные графические редакторы. Теория. Назначение графических редакторов. Примеры растровых и векторных графических редакторов. Модуль 2. Векторная графика Тема 1. Графика. Рисунок. Дизайн. Теория. Понятие “графика”. Понятие “рисунок”. Понятие “дизайн” Практика. Анализ упаковки. Анализ оформления сайта на примере детских https://www.karusel-tv.ru/, https://disney.ru/, https://www.murzilka.org/, др. Контроль. Контрольное задание Тема 2. Интерфейс программы Inkscape. Теория. Запуск редактора. Рабочий лист. Панели инструментов рисования и настроек. Практика. Освоения приёмов применения инструментов и их настроек. Тема 3. Основы типографики Теория. Шрифты. Ввод текста в графическом редакторе Inkscape. Основные настройки. Текстовые эффекты: расположение текста вдоль кривой, объёмный текст, неон. Практика. Освоение текстовых настроек, развитие навыка применения различных типов шрифта в творческом проекте. Контроль. Выставка Тема 4. Основы цвета. Теория. Цвет в природе. Восприятие цвета человеком. Гармония цвета. Цветовой круг И. Иттена. Схемы цветовых сочетаний. Практика. Освоение схем сочетания цвета. Контроль. Контрольное задание. Тема 5. Основы работы с объектами в Inkscape Теория. Примитивы. Панель настроек. Масштаб и перемещение. Логические операции над объектами. Практика. Освоение навыка рисования примитивами с помощью инструментов прямоугольник, звезда, круг, спираль; выделение объектов и фигур; применение цветной заливки и градиента; настройки контура (обводки). Освоение методов упорядочения, объединения и клонирования. Применение логических операций над объектами. Контроль. Контрольное задание. Тема 6. Кривая Безье в Inkscape Теория. Инструмент для рисования “Кривая Безье”. Особенности рисования с помощью инструмента “Кривая Безье”. Элементы кривой - узлы и траектории. Настройки узлов и редактирование кривой. Практика. Освоение инструмента кривая Безье, её настроек и создание элементов для иллюстрации. Контроль. Выставка. 2.3 Календарный учебный график Количество учебных недель Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации 36 Декабрь 22 Июнь 23 II. Организационно-педагогические условия и формы аттестации. 3.1 Методическое обеспечение программы. Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Проектный Формы организации образовательной деятельности - Групповая, Практическое занятие, Открытое занятие, Беседа, Выставка, Игра, Мастер-класс. Педагогические технологии Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дистанционного обучения Проектная технология Дидактические материалы Раздаточные материалы Инструкции Форма аттестации учащихся: Творческая работа Соревнование Конкурс Выставка 3.2 Условия реализации программы Материально-техническое оснащение кабинета: ноутбук ОС Windows, планшет, интерактивная доска, мебель, освещение, высокоскоростной интернет, графические редакторы для учебной и проектной деятельности обучающихся, учебная литература. 3.3 Список, использованной литературы 1. Основы компьютерной графики: учебное пособие / П.С. Шпаков, Ю.Л. Юнаков, М.В. Шпакова. - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. - 398 с. 2. Компьютерная графика: учебник для вузов 3-е издание - СПб: Питер, 2011. - 544 с.; ил. / Петров М.Н. 3. Ю.П. Немчанинова - Обработка и редактирование векторной графики Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва, 2008 г. - 52 с. 4. Искусство цвета. И. Иттен - цифровая книга, 2021. - 68 с. 5. Гармония цвета. - цифровой справочник, 2021. - 119 с. 6. Вёрстка иллюстраций - цифровая книга, 2021 - 13 с. 7. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентовбакалавров, обучающимся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева.; под ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. Фил. Гос. пед. ун-та - Новосибирск: ООО Немо-Пресс, 2018. - 140 с. 8. Сюжетная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Графика” / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 399 с.; ил.; 32 с. цв. ил. - (Изобразительное искусство) Интернет-ресурсы https://gonki.nabiraem.ru/tour/4317037 тренажёр-игра с клавиатурой http://www.secundomer.ru/secundomer секундомер https://www.karusel-tv.ru/, https://disney.ru/, https://www.murzilka.org/ сайты для детей Кошечка мультфильм 1968 года мультфильм Disney - Приключения Андрэ и пчёлки Уолли | Короткометражки Студии PIXAR [том1]