Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2022 г.,
протокол №3
\
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность: физкультурно-спортивная
«Гиревой спорт»
Возраст учащихся: 8-18
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Днепровский Андрей
Александрович
педагог дополнительного образования
г. Бабушкин, 2022
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 Основные характеристики программы:
1.1 Дополнительная общеразвивающая программа «Гиревой спорт»
(далее - Программа) реализуется в соответствии с физкультурно-спортивная
направленностью образования и основывается на следующих нормативноправовых актах:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»
1.2 Актуальность программы объясняется высокой значимостью
развития и культивирования гиревого спорта являющегося для России
национальным. Кроме этого, для занятий гиревым спортом требуются
небольшие материальные затраты по сравнению с другими видами спорта, не
нужны особые условия, сложное дорогостоящее оборудование и спортивная
экипировка, что является немаловажным
для проведения занятий в
школьных секциях.
Гиревой спорт на данный момент является не только видом спорта, но
и средством оздоровления организма.
Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг
любителей гиревого спорта и способствуют включению массовых
праздников, проведению соревнований, использованию его в системе
физического воспитания в образовательных учреждениях.
1.3 Отличительные особенности программы в систематизации
имеющихся на сегодняшний день научно-методических материалов по
гиревому спорту;
в распределении учебной нагрузки по этапам обучения с учетом
современных нормативно-правовых требований и возрастных
особенностей учащихся;
в изложении материала в соответствии с современными социальнокультурными и имеющимися материально-техническими условиями и
материальной базой;
в приведении для каждого этапа обучения, переводных нормативных
требований по общей физической подготовке (ОФП), специальной
физической
подготовке
(СФП),
теоретической
подготовке,
инструкторской и судейской практике
Вид программы: Модифицированная
1.4 Педагогическая целесообразность программы состоит в том , что
в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями , умениями,
навыками ,которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений
человека(ребенка)
с
культурными
ценностями,
осознанием
их
приоритетности.
1.5 Цель программы – Физическое и духовное совершенствование
воспитанников через занятия гиревым спортом и общение с коллективом.
1.6 Задачи:
Образовательные:
обучение учащихся технике выполнения упражнений гиревого спорта
на начальных этапах обучения и дальнейшее ее совершенствование на
последующих этапах;
дать представление об оздоровлении организма и улучшении
самочувствия;
дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела
физической культуры и спорта и силовой подготовки;
обучить учащихся составлять индивидуальные комплексы;
научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку.
обучение учащихся основам судейской и инструкторской практики.
Развивающие:
развить силовые и основные физические качества;
способствовать повышению работоспособности обучающихся;
укрепить здоровье;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитывать дисциплинированность;
способствовать снятию стрессов и раздражительности;
воспитание морально-волевых качеств;
формирование у учащихся устойчивой мотивации и интереса к
занятиям гиревым спортом и здоровому образу жизни.
воспитание у учащихся патриотизма, навыков спортивной этики и
дисциплины.
1.7 Возраст учащихся, которым адресована программа «Гиревой
спорт» принимаются все желающие дети в возрасте 8 - 18 лет, 2-11 класс не
имеющие противопоказаний врача для данного вида деятельности. Общее
состояние здоровья должно быть подтверждено медицинской справкой.
Количество занимающихся составляет 20 человек в одной группе.
1.8 Форма обучения:
Очная
Занятия проводятся по группам и индивидуально.
1.9 Объем программы – количество часов на весь период обучения по
программе 1 год обучения 216 ч.
1.10 Срок реализации программы –1 год обучения 216 ч.
1.11 Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа
1.12 Планируемые результаты
В результате обучения по программе, учащиеся должны:
знать: основные понятия, термины гиревого спорта; роль
физической культуры и спорта в здоровом образе жизни; историю развития
гиревого спорта; правила соревнований в избранном виде спорта;
уметь: применять правила техники безопасности на занятиях;
владеть основами гигиены; выполнять основные технические действия,
предусмотренные программой, применять изученные технические действия в
соревновательных условиях.
1.13 Способы и формы проверки результатов
Критерии оценивания
Уровень «отлично»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся знает и применяет на практике теоретические сведения;
занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной
подготовке;
занимающийся применяет на практике ЗУН.
Уровень «хорошо»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся выполняет контрольные нормативы по
физической и специальной подготовке;
общей
Уровень «удовлетворительно»
занимающийся владеет техникой классических упражнений.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№п/п
Тема
1
2
3
4
5
Развитие физической культуры и спорта в РФ.
История зарождения гиревого спорта. Краткий
обзор развития гиревого спорта в России и за
рубежом.
Краткие сведения о строении и функциях
организма человека. Влияние физических
упражнений на организм занимающегося.
Гигиена, закаливание, режим, питание.
Самоконтроль. Оказание первой помощи.
Основы массажа
Физические основы тренировки
Количество
часов 1 год
обучения
3
3
3
6
15
6
7
8
9
Основы техники. Развитие специальных
физических качеств атлета
Совершенствование классических упражнений:
рывка, толчка, длинного цикла, приемов
жонглирования.
Контроль испытания по специализации и ОФП
Участие в соревнованиях
Итого часов
30
150
6
По плану
216
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Теория
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт как одно из средств воспитания,
укрепления здоровья, всестороннего физического развития человека.
Значение физической культуры для трудовой деятельности и
готовности к защите Отечества. Всестороннее развитие физических и
умственных способностей человека – основа гармоничного развития
личности.
История зарождения гиревого спорта в России.
Обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом.
Характеристика гиревого спорта. Место и значение гиревого спорта в
системе физического воспитания. Возникновение и становление гиревого
спорта, его выход на международную арену. Первые чемпионаты Европы и
Мира, их влияние на развитие гиревого спорта.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние
физических упражнений на организм.
Опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, связки), его строение и
функции. Основные сведения о кровообращении и газообмене. Органы
пищеварения и обмен веществ. Нервная система, ее роль в
жизнедеятельности всего организма.
Гигиена, закаливание, режим.
Питание – важнейшая составляющая при занятиях силовыми
упражнениями. Роль белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей,
витаминов в процессах жизнедеятельности. Зависимость питания от
периодов тренировки. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой
медицинской помощи. Основы спортивного массажа.
Практика.
Основы техники.
Техника выполнения соревновательных упражнений: рывка, толчка,
толчка по длинному циклу. Биомеханические основы соревновательных
упражнений, особенности взаимосвязи двигательных качеств и параметров
техники движений. Индивидуальные особенности техники при выполнении
упражнений.
Спортивная тренировка.
Рывок левой, правой рукой. Отдельно и поочередно;
Толчок гирь двумя руками;
Толчок двух гирь по длинному циклу.
Вес гирь 8,16,24,32 кг подбирается в зависимости от степени
подготовленности, собственного веса и реализуемых в данном случае задач.
Классические упражнения в процессе тренировки выполняются с
большим количеством повторений до наступления значительного утомления,
с целью максимально увеличить силовую выносливость, как основное
качество в гиревом спорте.
Можно бесконечно долго развивать силовую выносливость большим
количеством повторений, но если нет базовой силы, то процесс этот будет
долгим и малоэффективным. Для развития базовой силы используются
следующие упражнения (при наличии инвентаря):
Жим штанги лежа;
Жим штанги стоя;
Приседания со штангой на плечах;
Становая тяга;
Взятие штанги на бицепс.
В тренировочный процесс обязательно входят
упражнения:
специфические
Швунг штанги;
Рывок штанги в стойку;
Полуприсед со штангой на плечах;
Многократные выпрыгивания из полуприседа со штангой
на плечах.
Для развития специальной силы рекомендуется выполнять (по
возможности) упражнения с утяжеленными гирями. Это связано с
особенностями конфигурации снаряда, а следовательно, с особенностями
употребляемого хвата, преодолением сил, действующих в разных
направлениях.
Общая подготовка
Подтягивание, отжимание от пола, брусьев, кроссовая подготовка.
Большое внимание
жонглированию.
в
своей
программе
уделяется
силовому
Жонглирование гирями развивает, кроме силовых, координационные
способности, а также повышает интерес к занятиям гирями.
Виды жонглирования:
Индивидуальное (вращение от себя, вращение на себя);
Жонглирование в парах (одной гирей, встречное – двумя
гирями);
Жонглирование в тройках (одновременно двумя, тремя
гирями);
Жонглирование в четверках (двумя и встречное четырьмя
гирями);
Отдельные элементы: вращение перед собой, за спиной,
круговые движения в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Примечание:
Эффективность
учебно-тренировочного процесса
зависит от
рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки
нагрузки и тщательного учета индивидуальных и половозрастных
особенностей воспитанников.
Рекомендации по
тренировочных занятий.
технике
безопасности
при
проведении
К занятиям гиревого спорта допускаются обучающие, прошедшие
инструктаж по технике безопасности при проведения занятий по разделу
"Гиревой спорта", медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. При проведении занятий по гиревому спорту
обучающие обязаны соблюдать правила поведения, расписание учебных
занятий, установленные режимы занятий и отдыха. Опасность возникновения
травм:
-пряма угроза травмы - гиря может выскользнуть из слабых не
натренированных пальцев и ударить в какую либо часть тела, даже 8 или 16
кг веса при падении с высоты поднятой руки представляют серьезную
опасность для тела человека;
-при занятиях с гирей, как и при любых других занятиях можно
получить травму сердца- т.е. попросту загнать себя;
-занятия с гирей, как и с другими силовыми тренажерами, таят в себе
опасность
травм,
полученных
от
несоблюдения
правильности
выполнения упражнений и общих правил обращения со спортивным
снарядом, т. е. избыточных напряжений в коленных суставах и поясничном
отделе позвоночника.
В процессе занятий обучающие обязаны соблюдать установленный
порядок проведения учебных занятий, правильность выполнения
упражнений и правила личной гигиены. При неисправности спортивного
инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю. При
получении травмы обучающийся обязан немедленно поставить об этом в
известность преподавателя, который сообщает об этом администрации.
У преподавателя должна быть аптечка, укомплектованная
необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания
первой помощи пострадавшим.
Обучающиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности,
знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления
эвакуации при пожаре.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по техники безопасности при проведения занятий по разделу "Гиревой
спорт", привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности.
Требования безопасности перед началом и вовремя занятий.
Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой
подошвой.
Проходить инструктаж по технике безопасности при проведения
занятий.
Приступать к основной нагрузке только после разминки.
Внимательно
преподавателя.
слушать
и
выполнять
все
команды
(сигналы)
Запрещаться заниматься с гирями в отсутствие преподавателя.
Протирать дугу гири сухой тряпкой.
Выполнять упражнения с гирями только на специальном помосте.
Запрещаются громкие крики, возгласы, чтобы не отвлекать
занимающегося от выполнения упражнения с гирями, не раздражать криком
занимающихся.
Соблюдать дистанцию при выполнении упражнений, чтобы сорванная
гиря не травмировала окружающих.
Не выполнять упражнения с гирями влажными ладонями, при наличии
мозолей на них.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом
преподавателю.
При получении обучающимися травмы немедленно оказать ему первую
помощь, сообщить о случившемся администрации и родителям; при
необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.
При поломке или порче спортивного оборудования немедленно
прекратить выполнение упражнения и сообщить об этом преподавателю.
Требования безопасности по окончании занятий
Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.
Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
Тщательно вымыть лицо и руки мылом.
Формы контроля.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и
предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по
пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий
знания по данной теме;
рубежный, который проводится после завершения изучения
каждого раздела;
итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной
образовательной программы.
Контроль осуществляется в следующих формах:
контрольные испытания;
тестирование физических качеств;
контрольные соревнования.
Критерии оценивания
Уровень «отлично»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся знает и применяет на практике теоретические
сведения;
занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и
специальной подготовке;
занимающийся применяет на практике ЗУН.
Уровень «хорошо»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и
специальной подготовке;
Уровень «удовлетворительно»
занимающийся владеет техникой классических упражнений.
2.3 Календарный учебный график
Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
36
Декабрь 2022
Май 2023
Календарный учебный график
№\
№
тема учебно-тренировочного занятия
1
Вводное занятие. Знакомство с устройством
тренажёров и оборудования.
Кол- план
во
часов
2
Техника безопасности на занятии.
2-3
Знакомство с базовым движением «жим
штанги лёжа»
2
4
Знакомство с упражнением «тяга на
блочном устройстве»
2
факт
5
Знакомство с упражнением «наклоны на
скамье для гиперэкстензии»
2
6
Разучивание упражнения «приседания без
отягощения»
2
7
Разучивание упражнения
«концентрированные подъёмы гантелей на
бицепс»
2
8
Разучивание упражнения «тяга на блочном
устройстве» широким хватом за голову
2
9
Отработка соревновательного движения
«жим штанги лёжа»
2
10
Разучивание упражнения «шраги»
2
11
Входной мониторинг
2
12
Знакомство с упражнением «выпады»
2
13
Знакомство с упражнением «румынская
тяга»
2
14
Разучивание упражнения «жим
трицепсовый на блоке»
2
15
Закрепление упражнения «жим штанги
лёжа»
2
16
Отработка упражнения «жим трицепсовый
на блоке»
2
17
Разучивание упражнения «жим под углом
450»
2
18
Разучивание упражнения «тяга штанги к
подбородку»
2
19
Знакомство с работой на скамье Скотта
2
20
Отработка движения «приседание без
отягощения»
2
21
Отработка движения «жим штанги лёжа с 2
с паузой»
2
22
Отработка движения «румынская тяга»
2
23
Разучивание упражнения «жим штанги
лёжа обратным хватом»
2
24
Отработка изученных упражнений
2
25
Разучивание упражнения «жим
трицепсовый ото лба»
2
26
Проходка: жим лёжа, жим трицепсовый на
блоке
2
27
Отработка изученных упражнений.
2
2829
Подвижные игры
2
30
Отработка движения «тяга штанги в
наклоне»
2
31
Отработка движения «наклоны со штангой
на плечах»
2
32
Отработка движения «жим лёжа под углом
450»
2
3334
Отработка движения «приседания со
штангой на плечах»
2
35
Отработка движения «тяга рычажная»
2
36
Отработка движения «концентрированные
подъёмы гантелей на бицепс»
2
37
Отработка движения «тяга на блочном
устройстве широким хватом за голову»
2
38
Отработка движения «тяга на блочном
устройстве широким хватом к груди»
2
39
Отработка упражнения «шраги»
2
4041
Разучивание движения «разводка гантелей
в стороны из положения «лёжа»
2
42
Отработка упражнения «разводка гантелей
в стороны из положения «лёжа»
2
43
Отработка движения «выпады»
2
44
Разучивание движения пулл-овер
2
4549
Совершенствование техники изученных
упражнений
6
5051
Подвижные игры
2
52
Совершенствование техники изученных
упражнений
2
53
Беседа «Физическая культура и спорт в
РФ»
2
5455
Отработка упражнения «пулл-овер»
2
56
Отработка упражнения «румынская тяга»
2
57
Разучивание упражнения «сведение рук на
блочном устройстве»
2
58
Отработка упражнения «сведение рук на
блочном устройстве»
2
59
Отработка упражнения «жим под углом
450»
2
60
Отработка упражнения «жим гантелей
сидя»
2
61
Отработка упражнения «жим гантелей
сидя»
2
Гигиена, закаливание, режим дня и питание
спортсмена
6263
Отработка упражнения «тяга штанги к
подбородку»
2
64
Отработка упражнения «работы на скамье
Скотта»
2
65
Закрепления «работа на скамье Скотта»
2
6668
Отработка техники изученных упражнений
4
69
Закрепление техники выполнения
упражнения «тяга штанги в наклоне»
2
70
Закрепление техники выполнения «тяга
2
штанги к подбородку»
71
Закрепление изученных упр. Врачебный
контроль, оказание первой медицинской
помощи.
2
72
Закрепление техники выполнения упр.
«наклоны со штангой на плечах»
2
73
Закрепление техники выполнения упр.
«пулл-овер»
2
74
Закрепление техники выполнения упр.
«румынская тяга»
2
75
Закрепление техники выполнения упр.
«разведение гантелей лежа»
2
76
Закрепление техники выполнения упр.
«тяга на блочном устройстве широким
хватом за голову»
2
77
Закрепление техники выполнения упр.
«тяга на блочном устройстве узким хватом
к груди»
2
7879
Закрепление техники выполнения упр.
«жим трицепсовый на блоке»
2
80
Закрепление техники выполнения упр.
«сведение рук на блочном устройстве»
2
81
Закрепление техники выполнения упр.
«жим под углом 450»
2
8283
Совершенствование техники изученных
упражнений
4
84
Морально-волевая и психологическая
подготовка спортсмена
2
8588
Предсоревновательный тренинг.
4
89
Изучение правил проведения соревнований.
Инструктаж по технике безопасности
Соревнования среди учебных групп
2
90
Анализ результатов соревнований
2
9195
Отработка базового движения «жим
штанги лёжа»
8
9698
Отработка техники изученных упражнений
4
99
Разучивание упр. «рывковые махи»
2
100
104
Отработка упр. «рывковые махи»
8
105
Разучивание упр. «заброс гирь на грудь»
2
106
109
Отработка упр. «заброс гирь на грудь»
4
110
112
Предсоревновательный тренинг
4
113
Повторение правил соревнований.
Инструктаж по технике безопасности.
2
114
Соревнования среди учебных групп
2
115
Анализ результатов соревнований
2
116
Итоговый мониторинг
2
117
126
Совершенствование техники изученных
упражнений с гирями
10
127
136
Совершенствование техники изученных
упражнений
10
137
138
Совершенствование техники изученных
упражнений. Подведение итогов за
прошедший учебный сезон
2
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая, практическое занятие, беседа, игра, мастер-класс,
турнир
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дистанционного обучения
Форма аттестации учащихся:
Зачет
Соревнования
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническая база для реализации программы:
1. Спортивный зал.
2. Гири 6,8,12,14,16,24,32 кг.
3. Секундомер.
4. Маты.
5. Поддоны.
3.3. Список литературы
1.
2.
Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воронынцев.
– М.: Советский спорт, 2002. – 272 с.: ил.
Гиревой спорт в России, пути развития и современные технологии в
подготовке спортсменов высокого класса: Всероссийская научнопрактическая конференция / сост. И.В. Морозов. – Ростов н/Д: Рост. гос.
строительный ун-т, 2003. – 108 с., ил.
3.
4.
5.
6.
7.
Добровольский, С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее
совершенствования: Учебное пособие / С.С. Добровольский, В.Ф.
Тихонов. – Хабаровск: ДВГАФК, 2004. – 108 с.: ил.
Зайцев, Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю.М. Зайцев, Ю.И.
Иванов, В.К. Петров. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.
– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте /сост.
И.В. Морозов//Ежегодник, вып. №2. – Ростов-н/Д: Ростовский филиал
РСБИ, 2008. – 112 с.: ил.
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности
спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: Методические
рекомендации / под редакцией И.И. Столова; составители: А.В. Егорова,
Д.Г. Круглов, О.Е. Левочкина, И.И. Столов, С.В. Усков, Д.И. Черноног. –
М: Советский спорт, 2008. – 136 с.