Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» сентября 2022 г., протокол №3 \ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: физкультурно-спортивная «Гиревой спорт» Возраст учащихся: 8-18 Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Днепровский Андрей Александрович педагог дополнительного образования г. Бабушкин, 2022 I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 Основные характеристики программы: 1.1 Дополнительная общеразвивающая программа «Гиревой спорт» (далее - Программа) реализуется в соответствии с физкультурно-спортивная направленностью образования и основывается на следующих нормативноправовых актах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» 1.2 Актуальность программы объясняется высокой значимостью развития и культивирования гиревого спорта являющегося для России национальным. Кроме этого, для занятий гиревым спортом требуются небольшие материальные затраты по сравнению с другими видами спорта, не нужны особые условия, сложное дорогостоящее оборудование и спортивная экипировка, что является немаловажным для проведения занятий в школьных секциях. Гиревой спорт на данный момент является не только видом спорта, но и средством оздоровления организма. Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг любителей гиревого спорта и способствуют включению массовых праздников, проведению соревнований, использованию его в системе физического воспитания в образовательных учреждениях. 1.3 Отличительные особенности программы в систематизации имеющихся на сегодняшний день научно-методических материалов по гиревому спорту; в распределении учебной нагрузки по этапам обучения с учетом современных нормативно-правовых требований и возрастных особенностей учащихся; в изложении материала в соответствии с современными социальнокультурными и имеющимися материально-техническими условиями и материальной базой; в приведении для каждого этапа обучения, переводных нормативных требований по общей физической подготовке (ОФП), специальной физической подготовке (СФП), теоретической подготовке, инструкторской и судейской практике Вид программы: Модифицированная 1.4 Педагогическая целесообразность программы состоит в том , что в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями , умениями, навыками ,которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека(ребенка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. 1.5 Цель программы – Физическое и духовное совершенствование воспитанников через занятия гиревым спортом и общение с коллективом. 1.6 Задачи: Образовательные: обучение учащихся технике выполнения упражнений гиревого спорта на начальных этапах обучения и дальнейшее ее совершенствование на последующих этапах; дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия; дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта и силовой подготовки; обучить учащихся составлять индивидуальные комплексы; научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку. обучение учащихся основам судейской и инструкторской практики. Развивающие: развить силовые и основные физические качества; способствовать повышению работоспособности обучающихся; укрепить здоровье; формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; воспитывать дисциплинированность; способствовать снятию стрессов и раздражительности; воспитание морально-волевых качеств; формирование у учащихся устойчивой мотивации и интереса к занятиям гиревым спортом и здоровому образу жизни. воспитание у учащихся патриотизма, навыков спортивной этики и дисциплины. 1.7 Возраст учащихся, которым адресована программа «Гиревой спорт» принимаются все желающие дети в возрасте 8 - 18 лет, 2-11 класс не имеющие противопоказаний врача для данного вида деятельности. Общее состояние здоровья должно быть подтверждено медицинской справкой. Количество занимающихся составляет 20 человек в одной группе. 1.8 Форма обучения: Очная Занятия проводятся по группам и индивидуально. 1.9 Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 1 год обучения 216 ч. 1.10 Срок реализации программы –1 год обучения 216 ч. 1.11 Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа 1.12 Планируемые результаты В результате обучения по программе, учащиеся должны: знать: основные понятия, термины гиревого спорта; роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни; историю развития гиревого спорта; правила соревнований в избранном виде спорта; уметь: применять правила техники безопасности на занятиях; владеть основами гигиены; выполнять основные технические действия, предусмотренные программой, применять изученные технические действия в соревновательных условиях. 1.13 Способы и формы проверки результатов Критерии оценивания Уровень «отлично» занимающийся владеет техникой классических упражнений; занимающийся знает и применяет на практике теоретические сведения; занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной подготовке; занимающийся применяет на практике ЗУН. Уровень «хорошо» занимающийся владеет техникой классических упражнений; занимающийся выполняет контрольные нормативы по физической и специальной подготовке; общей Уровень «удовлетворительно» занимающийся владеет техникой классических упражнений. II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ый год обучения №п/п Тема 1 2 3 4 5 Развитие физической культуры и спорта в РФ. История зарождения гиревого спорта. Краткий обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающегося. Гигиена, закаливание, режим, питание. Самоконтроль. Оказание первой помощи. Основы массажа Физические основы тренировки Количество часов 1 год обучения 3 3 3 6 15 6 7 8 9 Основы техники. Развитие специальных физических качеств атлета Совершенствование классических упражнений: рывка, толчка, длинного цикла, приемов жонглирования. Контроль испытания по специализации и ОФП Участие в соревнованиях Итого часов 30 150 6 По плану 216 2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Теория Теоретическая подготовка Физическая культура и спорт как одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития человека. Значение физической культуры для трудовой деятельности и готовности к защите Отечества. Всестороннее развитие физических и умственных способностей человека – основа гармоничного развития личности. История зарождения гиревого спорта в России. Обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом. Характеристика гиревого спорта. Место и значение гиревого спорта в системе физического воспитания. Возникновение и становление гиревого спорта, его выход на международную арену. Первые чемпионаты Европы и Мира, их влияние на развитие гиревого спорта. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм. Опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, связки), его строение и функции. Основные сведения о кровообращении и газообмене. Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности всего организма. Гигиена, закаливание, режим. Питание – важнейшая составляющая при занятиях силовыми упражнениями. Роль белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, витаминов в процессах жизнедеятельности. Зависимость питания от периодов тренировки. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа. Практика. Основы техники. Техника выполнения соревновательных упражнений: рывка, толчка, толчка по длинному циклу. Биомеханические основы соревновательных упражнений, особенности взаимосвязи двигательных качеств и параметров техники движений. Индивидуальные особенности техники при выполнении упражнений. Спортивная тренировка. Рывок левой, правой рукой. Отдельно и поочередно; Толчок гирь двумя руками; Толчок двух гирь по длинному циклу. Вес гирь 8,16,24,32 кг подбирается в зависимости от степени подготовленности, собственного веса и реализуемых в данном случае задач. Классические упражнения в процессе тренировки выполняются с большим количеством повторений до наступления значительного утомления, с целью максимально увеличить силовую выносливость, как основное качество в гиревом спорте. Можно бесконечно долго развивать силовую выносливость большим количеством повторений, но если нет базовой силы, то процесс этот будет долгим и малоэффективным. Для развития базовой силы используются следующие упражнения (при наличии инвентаря): Жим штанги лежа; Жим штанги стоя; Приседания со штангой на плечах; Становая тяга; Взятие штанги на бицепс. В тренировочный процесс обязательно входят упражнения: специфические Швунг штанги; Рывок штанги в стойку; Полуприсед со штангой на плечах; Многократные выпрыгивания из полуприседа со штангой на плечах. Для развития специальной силы рекомендуется выполнять (по возможности) упражнения с утяжеленными гирями. Это связано с особенностями конфигурации снаряда, а следовательно, с особенностями употребляемого хвата, преодолением сил, действующих в разных направлениях. Общая подготовка Подтягивание, отжимание от пола, брусьев, кроссовая подготовка. Большое внимание жонглированию. в своей программе уделяется силовому Жонглирование гирями развивает, кроме силовых, координационные способности, а также повышает интерес к занятиям гирями. Виды жонглирования: Индивидуальное (вращение от себя, вращение на себя); Жонглирование в парах (одной гирей, встречное – двумя гирями); Жонглирование в тройках (одновременно двумя, тремя гирями); Жонглирование в четверках (двумя и встречное четырьмя гирями); Отдельные элементы: вращение перед собой, за спиной, круговые движения в вертикальной и горизонтальной плоскости. Примечание: Эффективность учебно-тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и тщательного учета индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников. Рекомендации по тренировочных занятий. технике безопасности при проведении К занятиям гиревого спорта допускаются обучающие, прошедшие инструктаж по технике безопасности при проведения занятий по разделу "Гиревой спорта", медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении занятий по гиревому спорту обучающие обязаны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха. Опасность возникновения травм: -пряма угроза травмы - гиря может выскользнуть из слабых не натренированных пальцев и ударить в какую либо часть тела, даже 8 или 16 кг веса при падении с высоты поднятой руки представляют серьезную опасность для тела человека; -при занятиях с гирей, как и при любых других занятиях можно получить травму сердца- т.е. попросту загнать себя; -занятия с гирей, как и с другими силовыми тренажерами, таят в себе опасность травм, полученных от несоблюдения правильности выполнения упражнений и общих правил обращения со спортивным снарядом, т. е. избыточных напряжений в коленных суставах и поясничном отделе позвоночника. В процессе занятий обучающие обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий, правильность выполнения упражнений и правила личной гигиены. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю. При получении травмы обучающийся обязан немедленно поставить об этом в известность преподавателя, который сообщает об этом администрации. У преподавателя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим. Обучающиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по техники безопасности при проведения занятий по разделу "Гиревой спорт", привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности. Требования безопасности перед началом и вовремя занятий. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой. Проходить инструктаж по технике безопасности при проведения занятий. Приступать к основной нагрузке только после разминки. Внимательно преподавателя. слушать и выполнять все команды (сигналы) Запрещаться заниматься с гирями в отсутствие преподавателя. Протирать дугу гири сухой тряпкой. Выполнять упражнения с гирями только на специальном помосте. Запрещаются громкие крики, возгласы, чтобы не отвлекать занимающегося от выполнения упражнения с гирями, не раздражать криком занимающихся. Соблюдать дистанцию при выполнении упражнений, чтобы сорванная гиря не травмировала окружающих. Не выполнять упражнения с гирями влажными ладонями, при наличии мозолей на них. Требования безопасности в аварийных ситуациях При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю. При получении обучающимися травмы немедленно оказать ему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу. При поломке или порче спортивного оборудования немедленно прекратить выполнение упражнения и сообщить об этом преподавателю. Требования безопасности по окончании занятий Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения. Снять спортивный костюм и спортивную обувь. Тщательно вымыть лицо и руки мылом. Формы контроля. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме; рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела; итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной образовательной программы. Контроль осуществляется в следующих формах: контрольные испытания; тестирование физических качеств; контрольные соревнования. Критерии оценивания Уровень «отлично» занимающийся владеет техникой классических упражнений; занимающийся знает и применяет на практике теоретические сведения; занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной подготовке; занимающийся применяет на практике ЗУН. Уровень «хорошо» занимающийся владеет техникой классических упражнений; занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной подготовке; Уровень «удовлетворительно» занимающийся владеет техникой классических упражнений. 2.3 Календарный учебный график Количество учебных недель Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 36 Декабрь 2022 Май 2023 Календарный учебный график №\ № тема учебно-тренировочного занятия 1 Вводное занятие. Знакомство с устройством тренажёров и оборудования. Кол- план во часов 2 Техника безопасности на занятии. 2-3 Знакомство с базовым движением «жим штанги лёжа» 2 4 Знакомство с упражнением «тяга на блочном устройстве» 2 факт 5 Знакомство с упражнением «наклоны на скамье для гиперэкстензии» 2 6 Разучивание упражнения «приседания без отягощения» 2 7 Разучивание упражнения «концентрированные подъёмы гантелей на бицепс» 2 8 Разучивание упражнения «тяга на блочном устройстве» широким хватом за голову 2 9 Отработка соревновательного движения «жим штанги лёжа» 2 10 Разучивание упражнения «шраги» 2 11 Входной мониторинг 2 12 Знакомство с упражнением «выпады» 2 13 Знакомство с упражнением «румынская тяга» 2 14 Разучивание упражнения «жим трицепсовый на блоке» 2 15 Закрепление упражнения «жим штанги лёжа» 2 16 Отработка упражнения «жим трицепсовый на блоке» 2 17 Разучивание упражнения «жим под углом 450» 2 18 Разучивание упражнения «тяга штанги к подбородку» 2 19 Знакомство с работой на скамье Скотта 2 20 Отработка движения «приседание без отягощения» 2 21 Отработка движения «жим штанги лёжа с 2 с паузой» 2 22 Отработка движения «румынская тяга» 2 23 Разучивание упражнения «жим штанги лёжа обратным хватом» 2 24 Отработка изученных упражнений 2 25 Разучивание упражнения «жим трицепсовый ото лба» 2 26 Проходка: жим лёжа, жим трицепсовый на блоке 2 27 Отработка изученных упражнений. 2 2829 Подвижные игры 2 30 Отработка движения «тяга штанги в наклоне» 2 31 Отработка движения «наклоны со штангой на плечах» 2 32 Отработка движения «жим лёжа под углом 450» 2 3334 Отработка движения «приседания со штангой на плечах» 2 35 Отработка движения «тяга рычажная» 2 36 Отработка движения «концентрированные подъёмы гантелей на бицепс» 2 37 Отработка движения «тяга на блочном устройстве широким хватом за голову» 2 38 Отработка движения «тяга на блочном устройстве широким хватом к груди» 2 39 Отработка упражнения «шраги» 2 4041 Разучивание движения «разводка гантелей в стороны из положения «лёжа» 2 42 Отработка упражнения «разводка гантелей в стороны из положения «лёжа» 2 43 Отработка движения «выпады» 2 44 Разучивание движения пулл-овер 2 4549 Совершенствование техники изученных упражнений 6 5051 Подвижные игры 2 52 Совершенствование техники изученных упражнений 2 53 Беседа «Физическая культура и спорт в РФ» 2 5455 Отработка упражнения «пулл-овер» 2 56 Отработка упражнения «румынская тяга» 2 57 Разучивание упражнения «сведение рук на блочном устройстве» 2 58 Отработка упражнения «сведение рук на блочном устройстве» 2 59 Отработка упражнения «жим под углом 450» 2 60 Отработка упражнения «жим гантелей сидя» 2 61 Отработка упражнения «жим гантелей сидя» 2 Гигиена, закаливание, режим дня и питание спортсмена 6263 Отработка упражнения «тяга штанги к подбородку» 2 64 Отработка упражнения «работы на скамье Скотта» 2 65 Закрепления «работа на скамье Скотта» 2 6668 Отработка техники изученных упражнений 4 69 Закрепление техники выполнения упражнения «тяга штанги в наклоне» 2 70 Закрепление техники выполнения «тяга 2 штанги к подбородку» 71 Закрепление изученных упр. Врачебный контроль, оказание первой медицинской помощи. 2 72 Закрепление техники выполнения упр. «наклоны со штангой на плечах» 2 73 Закрепление техники выполнения упр. «пулл-овер» 2 74 Закрепление техники выполнения упр. «румынская тяга» 2 75 Закрепление техники выполнения упр. «разведение гантелей лежа» 2 76 Закрепление техники выполнения упр. «тяга на блочном устройстве широким хватом за голову» 2 77 Закрепление техники выполнения упр. «тяга на блочном устройстве узким хватом к груди» 2 7879 Закрепление техники выполнения упр. «жим трицепсовый на блоке» 2 80 Закрепление техники выполнения упр. «сведение рук на блочном устройстве» 2 81 Закрепление техники выполнения упр. «жим под углом 450» 2 8283 Совершенствование техники изученных упражнений 4 84 Морально-волевая и психологическая подготовка спортсмена 2 8588 Предсоревновательный тренинг. 4 89 Изучение правил проведения соревнований. Инструктаж по технике безопасности Соревнования среди учебных групп 2 90 Анализ результатов соревнований 2 9195 Отработка базового движения «жим штанги лёжа» 8 9698 Отработка техники изученных упражнений 4 99 Разучивание упр. «рывковые махи» 2 100 104 Отработка упр. «рывковые махи» 8 105 Разучивание упр. «заброс гирь на грудь» 2 106 109 Отработка упр. «заброс гирь на грудь» 4 110 112 Предсоревновательный тренинг 4 113 Повторение правил соревнований. Инструктаж по технике безопасности. 2 114 Соревнования среди учебных групп 2 115 Анализ результатов соревнований 2 116 Итоговый мониторинг 2 117 126 Совершенствование техники изученных упражнений с гирями 10 127 136 Совершенствование техники изученных упражнений 10 137 138 Совершенствование техники изученных упражнений. Подведение итогов за прошедший учебный сезон 2 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая, практическое занятие, беседа, игра, мастер-класс, турнир Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дистанционного обучения Форма аттестации учащихся: Зачет Соревнования 3.2. Условия реализации программы Материально-техническая база для реализации программы: 1. Спортивный зал. 2. Гири 6,8,12,14,16,24,32 кг. 3. Секундомер. 4. Маты. 5. Поддоны. 3.3. Список литературы 1. 2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воронынцев. – М.: Советский спорт, 2002. – 272 с.: ил. Гиревой спорт в России, пути развития и современные технологии в подготовке спортсменов высокого класса: Всероссийская научнопрактическая конференция / сост. И.В. Морозов. – Ростов н/Д: Рост. гос. строительный ун-т, 2003. – 108 с., ил. 3. 4. 5. 6. 7. Добровольский, С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: Учебное пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. – Хабаровск: ДВГАФК, 2004. – 108 с.: ил. Зайцев, Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю.М. Зайцев, Ю.И. Иванов, В.К. Петров. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте /сост. И.В. Морозов//Ежегодник, вып. №2. – Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. – 112 с.: ил. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: Методические рекомендации / под редакцией И.И. Столова; составители: А.В. Егорова, Д.Г. Круглов, О.Е. Левочкина, И.И. Столов, С.В. Усков, Д.И. Черноног. – М: Советский спорт, 2008. – 136 с.