Волшебные шашки

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский дом детского творчества» г. Бабушкин
муниципального образования «Кабанский район»
Республики Бурятия

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2022 г.,
протокол №3

\

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волшебные шашки»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
срок реализации 1 года

Руководитель: педагог
Матвеевский Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Бабушкин
2022г

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы ________________________3
1.1. Пояснительная записка __________________________3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты _______________4
1.3. Содержание программы ___________________________6
2.
Комплекс организационно педагогических условий ___ 11
2.1. Календарный учебный график ____________________11
2.2. Условия реализации программы ___________________11
2.3. Формы аттестации ______________________________12
2.4. Оценочные материалы ___________________________12
2.5. Методические материалы _________________________ 13
2.6. Список литературы_______________________________14

1.Комлекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правили норм СанПиН
1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
1.1. Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра
шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра
стала одним из видов спорта.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку,
сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает
усидчивость, пространственное воображение; развивает способность
действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство
для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре,
становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая
деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же
элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный
мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение
дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний
день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет

как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра
в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе
детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет
их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою
деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть
внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от
взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и
обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того,
массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений
дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по
теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим
в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников,
воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного
поведения.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом.
Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение
спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии,
постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли,
привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима,
общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в
шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам
предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по
теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические
встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к
умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске
остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Актуальность программы
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта
мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный
– не менее 5 тысяч лет.
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью
общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом
воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок

доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными
даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и
общедоступны и для детей старшего дошкольного возраста. Увлечение
шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность,
усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И
совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в
учреждениях дополнительного образования детей.

Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная.
Адресат программы: Учащиеся от 5 до 7 лет.
Срок и объем освоения программы:
«Стартовый уровень» 1 года, 72 педагогических часа.
Форма обучения: Очная.
Особенности организации образовательной деятельности: Группа одного
возраста.
Режим занятий:
Предмет
Шашки

Первый год обучения.
2 часа в неделю;
72 часа в год.

1.2 Цель программы: создание условий для развития личности
воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода,
познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;

- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против
одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней
всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,
волю к победе, умение бороться до конца и стойко, переносить неудачи и
поражения.
Направленность: физкультурно-спортивная направленность

Ожидаемые результаты программы
К концу первого года обучения воспитанники будут знать:
Цель и смысл игры, историю возникновения игры, основные правила игры.

•
•
•
•
•
•
•
•

Шашечные термины:
Правила хода.
белое и чёрное поле,
соперники,
начальное положение,
ход,
взятие,
дамка,
ничья.

Уметь: Ставить правильно доску для игры и шашки играть партию от
начала до конца, играть в дамочном эндшпиле, производить взятие простой
шашкой и дамкой

1.3. Тематическое планирование.
(1 год обучения – возраст дошкольников 5-7лет)
№
п.п.
1

2

3

4

5

6

Тема

Содержание

Техника безопасности при Нельзя шашки брать в рот, кидаться,
игре в шашки.
драться.
Все спорные вопросы решаем с
преподавателем.
«Путешествуем
по Познакомить с общими понятиями:
сказочному королевству» - шашечная доска и шашки. Расстановка
«Шашечная доска и шашки. шашек. Чтение и инсценировка
дидактической сказки «Королевство
шашек»
«Волшебные
ниточки Познакомить с понятием вертикаль.
сказочного королевства» - Игра «Кто больше назовет предметов,
«Шашечные дороги».
расположенных
вертикально».
Например: дерево, стена дома, окно,
столб и т.д. После этого найдите
отличие от вертикали, расположенной
на шашечной доске.
«Задания умной совы» - Познакомить
с
понятием
«Шашечные дороги».
«горизонталь»
игра «Кто больше
назовет предметов, расположенных
горизонтально».
Встреча на лесной поляне - Познакомить с понятиями: Ходы
«Зайкины шашки».
шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды
боя (взятия).
«Путешествие в
мир Чтение художественной литературы
открытий» Шашечные «Русские шашки – зайкины шашки».
поля.
Познакомить детей, что у каждого поля
на доске есть свой адрес - свое
название Поля обозначены цифрами и
буквами Сначала говорится название
вертикали, потом номер горизонтали,
т.е. сначала буква, потом цифра.
Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра:

Колво
часов
1

2

2

2

2

2

7

8

9

10

«В
гостях
у
шашек – Зайки».

знатока

«Там
на
невиданных
дорожках» - «Диагональ».

«Лесная
школа
умного
зайца» - Основы шашечной
игры: сила флангов

«Лесная школа умного
зайца» - Бортовые поля

«Самый меткий стрелок». Назвать все
поля, из которых состоят вертикали и
горизонтали.
Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов
шашками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
Познакомить с понятием диагональкосая линия, состоящая из клеточек
одного цвета, соединенных уголками
(второе отличие). На доске есть
диагонали разной длины. Всего на
доске 13 белых и 13 черных
диагоналей.
Самая важная шашечная диагональ –
большая дорога или большак. Она
самая длинная – из 8-и клеточек. Идет
из левого нижнего угла в правый
верхний угол
Познакомить с шашечным понятием
фланг.
Практическое
закрепление
материала.
Упражнения
на
выполнение
ходов
пешками.
Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на
ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения
по
закреплению знаний о шахматной
доске.
Поля первой и последней горизонтали
a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля
вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4,
h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все
эти поля находятся с краю доски:
слева, справа, внизу и вверху. Шашки,

4

2

4

4

11

«Лесная школа умного
зайца» -«Дамка».
Дамочные поля

12

«В гости к друзьям» «Как ходят шашки».

13

«Правила хорошие, знать
каждому положено»Основные правила
шашечной игры

занимающие эти поля, называются
бортовыми шашками. Практическое
закрепление материала. Упражнения
на выполнение ходов шашками.
Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на
ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения
по
закреплению знаний о шахматной
доске.
Черные
поля
последней
для
соперников горизонтали (для белых 8-й
горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены
знаком Х); для черных
1-й
горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены
знаком Х) – поля превращения простой
шашки в дамку.
Познакомить с правилами : шашка
(простая) ходит по диагонали только
вперед на одно поле, если оно не
занято другой шашкой. Ходить назад
шашками запрещено!
Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов
пешками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
Познакомить с основными правилами:
Если шашка соперника стоит вплотную
к Вашей шашке (на соседнем по
диагонали поле), а за ней есть
свободное место, то Вы обязаны
срубить шашку соперника, если Ваш
ход. Срубленная шашка убирается с
доски после завершения хода. Ходить
назад нельзя, а рубить нужно.

4

4

4

14

15

16

Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов
пешками.
«Лесная школа умного
Упражнения на выполнение ходов.
зайца» - Основы шашечной
Дидактические игры по маршруту и их
игры: ловушка и короткие
взятие с учетом контроля полей, на
партии
ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной
доске.
«Лесная школа умного
Познакомить с правилом: Если после
зайца» - Основные приёмы
того, как Вы срубили одну шашку,
борьбы на шашечной доске
Ваша шашка вновь оказывается перед
шашкой соперника, которая стоит с
Вашей на одной диагонали и за
шашкой соперника есть свободное
место, то и эта шашка соперника
должна быть срублена. Если вновь
возникает такая же ситуация, но
действие
продолжается
уже
с
разворотом на другую диагональ, то
все шашки должны быть срублены, не
зависимо от количества шашек и
количества разворотов.
«Лесная
школа
умного Упражнения на выполнение ходов
зайца» - Основы шашечной дамкой. Дидактические игры по
игры: как пройти в дамки
маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске. Познакомить с
правилом Простая шашка, достигнув
дамочного поля, превращается в дамку.
Это может произойти как тихим ходом
(передвижение
шашки
с
7-й
горизонтали на 8-ю для белых или со 2й на 1-ую для черных), так и ударным.
Дамка может ходить как вперед, так и
назад по диагонали на любое

6

4

4

17

«Этикет игрока» - Правила
поведения во время игры

возможное количество полей (пока ей
не преградят путь шашка или край
доски). Рубит дамка, как и шашка,
только шашки соперника могут быть
расположены дальше, чем на одну
клеточку от дамки. Перескакивая через
шашку соперника, дамка может
приземлиться на любое возможное
поле.
Познакомить
с
правилами
поведения во время игры
Правило 1: Перед началом игры
соперники пожимают друг другу руки
– желают хорошей игры и победы.
После игры (как бы она не
закончилась) вновь пожимают руки,
благодарят друг друга за честную
игру, а проигравший еще и поздравляет
соперника с победой.
Этот
спортивный
ритуал
дисциплинирует
участников
и
настраивает их на серьезную игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3: Если Ваша шашка
стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4
поля) и ее нужно поправить, Вы
говорите «поправляю» и уже потом
поправляете шашку.
Правило 4: Если у Вас возникла
одна из ситуаций, описанных в главе 4,
и требуется помощь судьи или
помощника судьи чтобы посчитать
количество ходов для признания
партии закончившейся вничью, можете
поднять руку или просто позвать
судью.
Правило 5: Во время игры нельзя
разговаривать с соперником или с
соседями

4

4

22

Чтение худ литературы «Сеня,
Храбрик и шашки» Авторы: Барский
Ю. П., Городецкий В. Б .Работа с
диаграммами. Игра «Сдавайся».
Упражнения на выполнение ходов.
Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной
доске.
«Веселый бой»
Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед
боем шашки в ряд На земле своей
стоят» ". Игра-соревнование «Кто
быстрее расставит фигуры». Игра
«Взятие шашки»
Викторина «Королевство
Практическое закрепление материала.
шашек»
Дидактические игры «Кто быстрее
построит на доске фигуры»,
«Ловушки» закрепление шашечных
терминов: поле, центр, дамка, главная
дорога, диагональ.
«Подготовка
к Практическое закрепление материала.
соревнованиям
между
командами ДОУ».
«Лесной турнир»
Практическое закрепление материала.

23

«Соревнования»

2

18

19

20

21

«Как справится с
задачей?»

Подведение итогов года. Соревнования
между игроками в детском саду,
шашечные встречи, досуги, шашечные
турниры».

Итого:

2

3

3

3

72

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

36
108
с 01.06.2022 г. по 31.08.2023 г.

Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2022 по 21.05.2023г.
года
Сроки промежуточной аттестации Декабрь 2022г.
Сроки итоговой аттестации (при
Май 2023г.
наличии)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
Кабинет- 30 кв.м.
1.Комплект шашек – 10 шт.
2.Доска демонстрационная – 2 шт.
3. Секундомер – 2 шт.
4. Часы шахматные – 10 шт.
5. Учебная литература -2 шт.
- видео
- фото
- интернет источники
1 педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:



Зачет.
Соревнования.
2.4. Оценочные материалы

.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся

Методики

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьеУровень сохранения и укрепления сберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких

Показатели качества
реализации ДООП
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Частично-поисковый
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Олимпиада

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология проблемного обучения
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты

2.6

Литература

Список использованной литературы













1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск,
«Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература»,
1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске,
«Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и
туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки,
«ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».