Программа "Шахматы"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский
дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2022 г.,
протокол №3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности «Шахматы»
Возраст обучающихся: 6 – 18 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Матвеевский Александр
Владимирович, педагог
дополнительного образования

г. Бабушкин, 2022 год.

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы __________________________3
1.1. Пояснительная записка __________________________3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ________________4
1.3. Содержание программы____________________________6
2. Комплекс организационно педагогических условий _____11
2.1. Календарный учебный график ____________________11
2.2. Условия реализации программы ___________________11
2.3. Формы аттестации ______________________________12
2.4. Оценочные материалы ___________________________12
2.5. Методические материалы _________________________ 13
2.6. Список литературы_______________________________14

2

1.Комлекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и
нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
 -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи""Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)».
Программа составлена на основе программы Еланова Владимира
Гавриловича, педагога дополнительного образования высшей категории,
МАУ ДО «Кабанский ДДТ»,
Актуальность программы
Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы
интерес к этому виду спорта значительно усилился. На развитие шахматного
образования обращает внимание и руководство российского образования:
достаточно вспомнить известный в шахматных кругах приказ
Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004г. «О развитии шахматного
образования РФ».
Обучение

3

Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня
шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и
объективности самооценки, развитию способности планировать собственные
действия.
Всплеск интереса к шахматам, шахматной педагогике подтверждается
возросшим количеством издаваемой шахматной литературы. За последние
годы на прилавках книжных магазинов появились качественные шахматные
учебники и пособия. Книжные магазины располагают многочисленным
арсеналом изданных решебников, комбинаций, этюдов по всем разделам
шахматной практики.
Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная.
Адресат программы: Учащиеся от 6 до 18 лет.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 576 педагогических часов, из них:
 «Первый год» - 144 педагогических часов;
 «Второй год » - 216 педагогических часов;

«Третий год » - 216 педагогических часов;
Форма обучения: Очная.
Особенности организации
разновозрастная.

образовательной

деятельности:

Группа

Режим занятий:
Первый год
обучения.
4 часа в неделю;
Шахматы
144 часа в год.
Предмет

Второй год
обучения.
6 часов в неделю;
216 часов в год.

Третий год
обучения.
6 часов в неделю;
216 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью программы: Является создание благоприятных условий для
освоения детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием
шахматного мастерства.
Задачи программы:
Образовательные:
4






Ознакомить с историей шахмат в Мире, в России, в Бурятии;
Обучить правилам игры;
Ознакомить с разновидностями шахматной игры;
Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление
с правилами проведения соревнований и правилами турнирного
поведения.
Развивающие:
 Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие положительные качества личности;
 Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
 Формировать навыки запоминания;
 Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитательные:
 Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию
личностных качеств;
 Прививать навыки самодисциплины;
 Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Валеологические:
 Активное внедрение оздоровительных моментов на занятиях:
физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз;
 В перерывах: подвижные игры, настольный теннис;
 Наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с
видом работы;
 Наличие на занятиях эмоциональных разрядок: шутка, улыбка,
музыкальная минутка и т. д.;
 Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка
индивидуального способа безопасного поведения, сообщение
учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д..
Ожидаемые результаты:

Знать

Уметь

Первый год.
Второй год.
Третий год.
Историю шахмат.
Правила
Открытые дебюты.
Основы Стратегии и
шахматный игры. Полуоткрытые дебюты.
Тактики.
Нотацию.
Простые окончания
Решать задачи, мат
в 1 ход.

Решать задачи, мат
в 2-3 хода.

Решать задачи, мат
в 3-4 хода.
5

Первый год.
Играть партию,
всеми
Фигурами.
Навыки решения
задач,
Владеть
Поиск
комбинационных
мотивов

Второй год.
Играть 5-7 партий.

Третий год.
Играть 5-7 партий

Навыки решения задач
Поиск комбинационных
мотивов.
Совершенствование
навыков игры.

Навыки решения
задач
Поиск
комбинационных
мотивов.
Совершенствование
навыков игры.

1.3. Содержание программы
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Количество часов
Наименование разделов и тем

Всего
2

Теория
2

2. Правила. Цель и смысл игры.

18

8

10

3. Разновидности шахматных игр

4

2

2

3. Первоначальные понятия

22

8

14

4. Эндшпиль

24

10

14

5.Основные принципы
разыгрывания дебюта

8

4

4

6.Тактика (первый уровень
сложности)

42

12

30

1.История развития шахмат

Практика
–

Форма
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
6

7.Турниры.

18

8. Тестирование. Подведение
итогов обучения.
ИТОГО

6
144

2

16

6
48

наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
таблицы
соревнований
Таблицы
тестирования

96

Содержание
1. Первоначальные понятия
Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование
белых и черных полей на шахматной доске. Горизонтальная линия.
Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество
вертикалей на доске. Знакомство с названием фигур, с ходами фигур. Шах и
мат. Алфавит шахмат.
Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур.
Дидактические задания на освоение нотации и диагоналей доски,
упражнения, игровые задания, игры.
2. Цель игры. Способы ее завершения
Теория. Цель игры. Смысл игры. Способы защиты от шаха. Правила
шахматной игры: мат в один ход, мат в два хода. Сравнительная ценность
фигур. Техника матования: одиночного короля ферзем, ладьей, двумя
ладьями, Ф+К, Л+К; мат двумя ладьями; мат ферзем и королем; мат ладьей и
королем; двумя слонами; мат конем и слоном против короля. Отличие пата от
мата. Варианты ничьей.
Практика: Запись партий и позиций. Примеры на пат. Решение шахматных
задач на мат в один ход, примеры на мат в два хода. Игровая практика.
3.Техника расчета в эндшпиле
Теория. Основы эндшпиля. Определение эндшпиля. Изучение типовых
позиций (ладейных, пешечных). Изучение правил: правила квадрата,
критические поля проходной пешки, блокированной пешки. Матование.
Практика: упражнения, игровые задания на применение типовых позиций и
правил. Игровая практика.
4.Основные принципы разыгрывания дебюта
Теория. Определение дебюта. Три главных принципа дебюта. Типичные
комбинации в дебюте. Детский мат.

7

Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких
фигур, рокировка короля. Игровая практика.
5.Тактика (первый уровень сложности)
Теория. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Изучение комбинаций:
двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах, на
завлечение на поле, на отвлечение, на блокировку, на спёртый мат. Тема
«рентген».Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Освобождение пространства.
Практика: развитие комбинационного зрения, решение двухходовых
комбинаций. Игровая практика.
6.Турниры. Подведение итогов обучения
Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и
командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры
внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ
собственных партий.
Практика: Участие в турнирах. Прохождение контрольных испытаний
(решение задач).
2 год обучения (формирующий этап)
Наименование разделов и тем

Количество часов

1. История развития шахмат.

Всего
2

Теория
2

2. Правила. Цель и смысл игры.

12

6

6

3. Разновидности шахматных
игр

4

2

2

3. Тактика

70

20

50

50

20

30

5. Дебюты

16

6

12

6. Стратегия

26

10

16

7. Турниры

30

2

28

4. Эндшпиль

Практика
–

Форма
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
таблицы
8

8. Тестирование. Подведение
итогов обучения.
ИТОГО:

6
216

6
68

соревнований
Таблицы
тестирования

148

Содержание 2 года обучения
1.Формирование навыков игры с соблюдением главного шахматного
закона – ограничения ударной силы фигур соперника
Теория. Ограничение ударной силы соперника. Ограничение подвижности:
заграждение, отрезание полей, край доски, защищающая фигура, связка,
отсутствие времени.
Практика. Игровая практика.
2.Формирование комбинационных навыков игры фигурами, имеющих
различные логические действия
Теория. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Темы завлечений.
Практика. Игровая практика
3.Изучение техники пешечного эндшпиля
Теория. Два элементарных правила:1) выигрывает более отдаленная пешка;2)
выигрывает защищенная проходная пешка. Пешка против короля. Пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля. Король помогает своей пешке.
Ключевые поля. Оппозиция. Ничейные положения.
Практика. Решение задания «Квадрат». Игровая практика
4.Изучение дебютов в объеме формирующего уровня
Теория. Итальянская партия, Центральный дебют. Королевский гамбит,
Испанская партия. Сицилийская защита. «Детский мат».
Практика. Задачи: «мат в один ход» в начале партии. Игровая практика.
5.Изучение основ стратегии в объеме формирующего уровня
Теория. Различная подвижность (активность) фигур. Открытые и
полуоткрытые линии. Слабые и сильные поля. Особенности расположения
пешек.
Практика: Игровая практика
6. Турниры. Подведение итогов обучения
Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и
командных соревнованиях по своей возрастной группе. Конкурсы среди
учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные
турниры внутри учебной группы.
Практика: Участие в турнирах. Прохождение контрольных испытаний
(решение задач).

9

3 год обучения
(развивающий этап)
Наименование разделов и тем

Количество часов

1. История развития шахмат.

Всего
2

Теория
2

2. Правила.

10

6

4

3. Разновидности шахматных
игр

4

2

2

3. Тактика.

50

20

30

4. Эндшпиль.

40

16

24

5. Дебюты.

20

8

12

6. Стратегия.

26

12

14

10

4

6

7. Разновидности шахматной
игры
8. Приобщение обучающихся к
самостоятельным занятиям
шахматами.
9. Турниры.
10. Тестирование. Подведение
итогов обучения.
ИТОГО:

8

40

4

2

6
216

Практика
–

4

38

Форма
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
таблицы
соревнований

6
76

142

Содержание
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игр. Прием
выключения фигур соперника из игры
Теория: Пешечная структура и положение в ней фигур. Слон. Конь.
Практика: Анализ пешечной конфигурации и составление плана игр.
Выключение фигур соперника из игры.
2. Поиск матовых комбинаций, требующих взаимодействия фигур с
различными логическими свойствами
10

Теория: Матовые комбинации (2 ладьи, 2 слона, 2 коня, ладья и слон, ладья и
конь, слон и конь, ферзь и слон, ферзь и конь, три фигуры).
Практика: Поиск и решение матовых комбинаций.
3. Решение проблем центра
Теория. Сильный пешечный центр. Подрыв пешечного центра. Фигуры
против пешечного центра. Фигурно-пешечный центр. Роль центра при
фланговых операциях.
Практика. Решение задач по положению из партий.
4. Тренировка техники расчета
Теория: Изучение вариантов (длинных и коротких). Отбор целесообразных
продолжений (ходов кандидатов).
Практика: Анализ предложенных позиций.
5. Анализ и синтез типичных положений с поиском вариантов ведения
игры
Теория: Пешечный перевес. Пешечная цепь. Блокада пешки. Пешечная пара.
Изолированная пешка (план игры).
Практика: Решение задач по положению из партий.
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с
шахматной литературой
Теория: Пешечная формация: структура и планы игры.
Практика: Анализ пешечной формации. Изучение литературы.
7. Турниры. Подведение итогов обучения.
Теория. Экзаменационные задания, сеансы одновременной игры,
квалификационные турниры. Оценка работы старшей группы определяется
по успехам учащихся в спортивных шахматных соревнованиях.
Практика: Участие в турнирах. Прохождение контрольных испытаний
(решение задач).
Методическое обеспечение занятий
Программа опирается на объяснительно – иллюстративный,
проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения.
Проблемный метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой
задачи. Частично поисковый метод предоставляет детям возможности
самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи (оценка
позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их
целесообразности и т. д). Педагог только корректирует действия ребенка, но
не вмешивается в сам процесс поиска решений. Исследовательский метод
применяется в анализе сыгранных партий, исследовании различных позиций
для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного
репертуара и т.п.

11

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
108
с 01.06.2022 г. по 31.08.2023 г.
с 01.09.2022 по 21.05.2023г.
Декабрь 2022г.
Май 2023г.

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
Кабинет- 30 квадратов, освещение
комбинированное. Высота 4 метра.
1.Комплект шахмат – 20 шт.
2.Доска демонстрационная – 2 шт.
3. Секундомер – 2 шт.
4. Часы шахматные – 10 шт.
5. Учебная литература -2 шт.
- видео
- фото
- интернет источники
1 педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:



Зачет.
Соревнования.
2.4. Оценочные материалы

.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровье-сберегающей

12

Показатели качества реализации
ДООП
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами

Методики
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

13

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Диспут
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Олимпиада

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
14

4. Список литературы:
Для педагога:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2. Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация
учителей физики», 1997.
3. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры
[Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая
школа», 1984.
4. Гершунский, Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы – школе [Текст] /
Б.С.Гершунский, А.Н.Косьев. - М.: «Педагогика», 1991.
5. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
6. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –
Днепропетровск: «Cir», 2002.
7. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций 2007г.
8. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
9. Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А.Кобленц. - М.:
Издательство «Физкультура и спорт», 1983.
10. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
11. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
12. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк:
2004.
13. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
14. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] /
В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
Для родителей:
1. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций 2007г.
2. Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие
А.Я.Габбазова. – г. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002.
3. Майзелис, И. Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург:
«Респекс», 1960.
4. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –
Днепропетровск: «Cir», 2002.
Для детей:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
2. Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский,
А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
3. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
4. Волчок А.С. Самоучитель тpенажёp шахматиста. - Hиколаев: Мысль,
1991.
5. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
6. Губницкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. Полный шахматный курс
шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков [Текст] /
С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей.- Харьков: «АСТ», 1999.
15

7. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
8. Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] /
М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры».
Выпуск 1 (1) .М.: 2000.
Сведения об авторе:
Еланов Владимир Гаврилович 1973 г. рождения.
Стаж работы – 28 лет (с 1990 года непрерывно работает тренером по
шашкам).
Мастер спорта России по шашкам.
Педагог высшей категории дополнительного образования детей МАУ ДО
«Кабанский ДДТ» и МАУ ДО «ДТ пгт. Селенгинск» Кабанского района
Республики Бурятия.
Награждён почётным званием «Заслуженный работник физической
культуры Республики Бурятия».

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».