Пояснительная записка Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учёта интересов учащихся и с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива. Главная задача - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности обучающихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Нормативной базой для определения стратегии развития дополнительного образования в образовательном учреждении и формирования уровня оценки качества дополнительного образования являются: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.11.2018 г. № 52831; 3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726р); 4. Санитарные правила СП 24.3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020 № 28. 5.Уставом и локальными актами МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»; Учебный план имеет необходимое кадровое, научно-методическое, материальнотехническое обеспечение и составлен с учётом образовательных направлений, заявленных в Приложении к лицензии образовательного учреждения МАУ ДО «Бабушкинский Дом детского творчества». 1 Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области дополнительного образования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Учебный план дополнительного образования; Календарный учебный график; Приказы ОУ на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного образования; Приказы на зачисление, отчисление детей из ОДО; Должностные инструкции педагогов дополнительного образования; Образовательная общеразвивающая программа образования; Расписание занятий. 2.Учебный план дополнительного образования детей ориентирован на 36 учебных недель в год, с 1 сентября по 31 мая. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается директором, с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос занятий или изменение согласовывается с администрацией и оформляется документально. В период школьных каникул занятия проводятся по специальному расписанию и по согласованию с администрацией ОУ. 3.Контроль. Выполнение учебного плана контролируется администрацией ОУ, согласно графику внутреннего контроля (по журналам, а также через посещение занятий, открытых мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций; изучение и утверждение программ, тематики планирования занятий). При формировании объединений дополнительного образования учитываются: - свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного детского объединения в другое; - творческая индивидуальность ребенка; - создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном темпе. 4. Направленности дополнительных образовательных программ в 2020-2021 учебном году следующие: 1) техническая; 2) эколого-биологическая; 3) физкультурно-спортивная; 4) художественная; Программы имеют личностный характер и учитывают потребности детей, их родителей, социальной среды в целом. Программы направлены на развитие личности ребенка и строятся с учетом дифференцированного и индивидуального образования, воспитания, развития детей и подростков. Цель: создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности учащихся. Задачи: - Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям. - Повысить качество работы ДО через привлечение новых квалифицированных специалистов, повышение контроля за деятельностью педагогов ДО за счет повышения методической и профессиональной подготовки педагогов; - Создать условия для привлечения к занятиям в системе ДО большего числа обучающихся среднего и старшего возраста. - Продолжить работу с детьми «группа риска», выявлять и развивать творчески одаренных детей, подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах, заботиться о физическом здоровье обучающихся. - Продолжать накапливать и систематизировать материалы по работе объединений дополнительного образования (буклеты, презентации и т.д.). - Расширять различные виды деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей, их ранней профориентации. - Воспитывать уважение к истории, культуре своего и других народов и уметь ориентироваться в информационном пространстве; Занятия проводятся по дополнительным общеразвивающим программам как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя образовательные программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся, на основе заявлений родителей (законных представителей). Формы занятий детских объединений самые разные: лекция, беседа, игра, диспут, экскурсия, исследовательский опыт, коллективно-творческое дело и.т.д. Начало учебного года – 1 сентября, для вновь сформированных групп с 7 сентября. Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учётом социального заказа, стандарта муниципальной услуги дополнительного образования, и утверждается директором МАУ ДО «Бабушкинский Дом детского творчества». Недельная нагрузка на одну учебную группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения образовательной программы, как правило, от 2 до 8 часов. Занятия проводятся 1, 2,3 раза в неделю. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учётом загруженности кабинетов, сменности занятий в образовательных учреждениях, пожеланий родителей и детей по принципу 5-дневной рабочей недели. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: - для 5-7 лет 25-30 минут; -для 8-10 лет-40-45 минут; Для остального контингента обучающихся – 45 минут. С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, достижения результативности работы с обучающимися, для организации работы с одаренными детьми, детьми «группы риска», с детьми ограниченных возможностей, в объединениях художественно-эстетической направленности занятия могут проводиться по подгруппам или индивидуально. Основанием для зачисления обучающихся в объединения является письменное заявление законных представителей. 5 Формы аттестации контроля знаний. С обучающимися проводится промежуточная и итоговая аттестация. Так же для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся отчетные концерты, открытые занятия, показательные выступления спортивных и танцевальных групп, семинары, концерты, выставки и т.д. Хорошим показателем работы является участие детских объединений в конкурсах и фестивалях различного уровня, внеклассных мероприятий и др. Наименование образовательной программы 1 Мастерилки 3 Декоративное творчество Рукодельница 4 Студия «Гламур» 2 Направленность ФИО педагога Художественноэстетическая Лагерева Ю.А. Художественноэстетическая Художественноэстетическая Художественноэстетическая Лагерева Ю.А. 1 год Количество учебных часов в неделю 2 3 4 Всего год год год 8 1 - - 1 2 12 - - 12 24 - 8 - - 8 - 4 - - 4 - 53 - - 53 4 - - - 4 1 - - - 1 13 - - - 13 - 8 4 - 12 - 2 1 - 3 - 27 8 - - 2 2 - 4 - 21 26 - 47 Шленская И.С. Казицина А.А. - 2 4 - 6 6 Рисунок Шишмакова А.М. - 4 - - 4 14 Волшебные шашки Шахматы 15 Экознайка 16 Живой уголок 17 Роботехника 18 Педагогорганизатор Социальнопедагогическаа Хор «Фантазия» 9 Компьютерная графика Гиревой спорт 10 11 12 13 Настольный теннис Шашки Итого: Количество обучающихся 2 3 4 Всего год год год 4 Казицина А.А. 8 1 год - Художественноэстетическая Графика Всег о - Творческая мозаика 7 Количество учебных групп 2 3 4 год год год 4 5 Художественноэстетическая Художественноэстетическая Художественноэстетическая Художественноэстетическая Физкультурноспортивная Физкультурноспортивная Физкультурноспортивная Физкультурноспортивная Физкультурноспортивная Экологобиологическая Экологобиологическая Техническая 1 год 35 1 - - 1 - 15 - - 15 1 - - 1 - 15 - - 15 Шишмакова А.М. - 4 - - 4 - Бурина Л.В. - 2 2 - 4 - 1 1 - 2 - 26 25 - 51 Черных Л.П. 12 6 - - 18 4 1 - - 5 43 11 - - 54 Днепровский А.А. 6 - - - 6 1 - - - 1 15 - - - 15 Шевелева Ю.А. - - 6 9 15 - - 2 2 5 - 30 19 49 Шевелева Ю.А. - - 6 - 6 - - 2 - 2 - - 23 - 23 Матвеевский А.В. 4 8 - - 12 2 4 - - 6 28 63 - - 91 Матвеевский А.В. - 6 - - 6 - 1 - - 1 - 19 - - 19 Чупина А.В. - 4 - - 4 - 1 - - 1 - 22 - - 22 Казаченко С.В. - 2 - - 2 - 1 - - 1 - 12 - - 12 Казаченко С.В. 8 8 - - 16 4 3 - - 6 48 36 - - 84 Клепалова Н.А. 9 - - - 9 1 - - - 1 12 - - - 12 47 62 22 13 144 14 22 8 3 47 171 320 112 31 634 - В течение учебного года допустима корректировка часов и замена одного профиля деятельности на другой с учетом спроса детей и родителей, сменности в общеобразовательной школы.