Положение о дополнительной общеразвивающей программе Бабушкинский ДДТ 2022

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение является локальным актом МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»,
регулирующим порядок разработки, утверждения и структуру дополнительной
общеразвивающей программы.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с о следующими нормативноправовыми актами:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



.Концепция развития дополнительного образования
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678)



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Уставом МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»



детей

до

2030

года

1.3 Положение регламентирует порядок разработки, утверждения и структуру
дополнительной общеразвивающей программы.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа является основным документом, в
котором определяются цели, задачи, формы, содержание, методы и технологии
реализации дополнительного образования, критерии оценки результатов в конкретных
условиях.
1.4. Положение принимается Педагогическим советом МАОУ ДОД «Бабушкинский
ДДТ», имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, Положение
утверждается директором.
1.5. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна
соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам (техническая, художественная, техническая, социальногуманитарная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая),
реализуемой согласно лицензии на образовательную деятельность.
1.6. Содержание программ и сроки обучения определяются Образовательной программой,
разработанной и утвержденной Учреждением.
1.7. Обучающиеся могут осваивать как всю дополнительную общеобразовательную
программу в целом, так и отдельные ее части (п.2 ст. 54 273-ФЗ), обучаясь по
индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы.
1.8. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
1.9. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,
осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить
массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности
обучающихся и родителей.

1.10. Педагогические работники имеют право на:
 творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
 участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов,
календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п.
3, 5, ст. 47 273-ФЗ).
1.11.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
хранится
у педагога
дополнительного образования и в методическом кабинете Учреждения.
1.12. Положение о дополнительной общеразвивающей программе согласовывается на
педагогическом совете и утверждается директором Учреждения. Срок действия
Положения неограничен.
2. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ
2.1.Цель Программы - обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. В связи
с этим содержание дополнительной образовательной программы должно соответствовать:
 достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным
особенностям регионов;
 соответствующему уровню общего образования (дошкольному, начальному общему,
основному общему, среднему общему образованию);

направленностям
дополнительных
общеразвивающих
программ
(туристскокраеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической);
 современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях,
экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении);
быть направлено на:
 формирование и развитие творческих способностей детей;
 создание условий для развития личности учащегося;
 развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности учащегося, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности учащегося;
 укрепление психического и физического здоровья учащегося;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
3. Классификация дополнительных общеразвивающих программ
3.1.Дополнительные общеразвивающие программы подразделяются на следующие виды:
модифицированная, авторская, экспериментальная, адаптированная для детей с ОВЗ.
3.1.1.Модифицированная программа – программа, изменяемая с учетом особенностей
ОУ, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся, режимом и

временными
параметрами
осуществления
деятельности,
нестандартностью
индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по
таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся (например, в
форме концерта, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и
др.), но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков;
коррективы вносятся в программу педагогом и не затрагивают основ традиционной
структуры занятий и концептуальных аспектов образовательного процесса.
3.1.2. Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью,
оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом
авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это
программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного
подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и
экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства
новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент
на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать
принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих
сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется
новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим
советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской
присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.
3.1.3. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения
какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в
образовательном
процессе.
К
экспериментальной
деятельности
ведёт
неудовлетворённость практической ситуацией. Экспериментальная программа – это
версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может
предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов
обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические
технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с
целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик
должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения
апробации - в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная
программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной
программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя
образовательного учреждения.
3.1.4. Адаптированная программа – дополнительная общеразвивающая программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
3.2. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные,
сквозные.
3.2.1 Комплексные программы представляют собой соединение отдельных областей,
направлений, видов деятельности в некое целое: программы детских объединений с
разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности по профессии, программы
творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными

подходами к содержании, организации, результатам педагогической деятельности, но
работающих по разным образовательным направлениям.
3.2.2. Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные
области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в
образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности
функционирования.
3.2.3. Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем
составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от
цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в
интегрированные и комплексные программы.
3.3. По уровням программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения
содержания на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности,
исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников
рассматриваемой программы.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны
быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими
уровнями сложности:
 "Стартовый
уровень".
Предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
 "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний
и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления программы.
 "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации
материала,
обеспечивающих
доступ
к
сложным
(возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным
знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
4. Структура дополнительной общеразвивающей программы
4.1. Основу программы, независимо от ее вида, составляют следующие разделы:









Титульный лист
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложения

4.2. На титульном листе рекомендуется указывать:
 полное наименование образовательного учреждения;
 где, когда и кем утверждена Программа;
 название Программы;







возраст детей;
срок реализации Программы;
ФИО, должность автора (ов) Программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа;
год разработки Программы
(приложение 1)

4.3. Структурные части программы:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (отражает комплекс основных
характеристик дополнительного образования: объем, особенности содержания,
планируемые результаты)

1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «_________» (далее - Программа)
реализуется в соответствии с __________ направленностью образования и основывается
на следующих нормативно-правовых актах:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 .Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные
правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ»
1.2. Актуальность программы обусловлена … (потребностями и интересами учащихся;
современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы и др.). Автор формулирует педагогическую
проблему, которую обосновывает как значимую: поясняется потребность общества и
детей данного возраста и категории в решении задач, которым адресована программа, и
предпосылки в решении этих задач. Необходимо дать ответ на вопрос – зачем учащимся
в современных условиях нужна данная программа; дать анализ социальных проблем, в
том числе регионального значения, материалов научных исследований, педагогического
опыта, современных требованиях модернизации системы образования, потенциала
образовательной организации, социального заказа других факторов

1.3. Отличительные особенности программы (программа принципиально новая или
модифицированная; за основу взята ...; обобщен опыт …; преимущества данной
программы перед аналогичными; принципы отбора и формирования содержания). Далее,
используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п.,
кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в
сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным
формам реализации предлагаемого материала.
Вид программы: Вид программы: Модифицированная, экспериментальная, авторская ,
адаптированная.
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего
разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему
деятельности. Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется
программа, не вошедшие в указанные позиции.
1.5. Цель программы – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый
конечный результат. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна,
значима. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как
определённое единство воспитания, обучения и развития, поэтому общая целевая
ориентация программы неизбежно должна учитывать это триединство – воспитание,
обучение и развитие учащегося, его творческого потенциала на основе (с помощью)
приобретения определенных знаний, умений, навыков.
1.6. Задачи (конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и
развития, заявленных в цели программы):
- научить …
- привить …
- сформировать …
- развить …
- воспитать …
Задачи - это результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые
поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны,
они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит
достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребёнка. Можно сказать,
что задачи – это те конкретные пролонгированные результаты реализации программы,
суммарным выражением которых и является поставленная цель.
(задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цель. При формулировании
задач можно воспользоваться следующей их классификацией)
Образовательные (обучающие) - сформировать определенные знания, умения, навыки,
компетенции и т.п.; сформировать теоретические знания, характерные для данного
вида деятельности, научить конкретным умениям в данной области - перечислить
Развивающие – развивать познавательный интерес, способности и задатки ребенка,
память, мышление (логическое, абстрактное, пространственное и тд), внимание,
Воспитательные – направлены на освоение и присвоение общекультурных ценностей,
формирование положительных качеств личности (ответственность, любовь к природе,
Родине, родному краю, отношению к людям, сверстникам, в учебном коллективе,
доброта, умение видеть прекрасное, уважение к окружающим, и др.)

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности и их
учет; принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах).
1.8. Форма обучения: (указываются формы с краткой характеристикой)
Очная, очно-заочная, заочная; аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные)
занятия.
Занятия проводятся по группам и индивидуально.

2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
(запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы: для
достижения цели и ожидаемых результатов)
2.2. Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для
освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов).
2.3. Режим занятий: ___ раз в неделю по ____ минут (часов)
(необходимые количество и периодичность занятий по годам обучения для реализации
системной образовательной деятельности)

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
(четко и конкретно в соответствии с целью и задачами перечислены достижимые
приобретаемые знания, умения и навыки, качества личности; приоритет формирования
общих способностей над специальными; личностные и метапредметные результаты;
универсальные учебные действия)
3.2. Способы и формы проверки результатов
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат
обучения, воспитания и развития; использование традиционных и современных средств
диагностики результативности; использование комплекса средств, подкрепляющих друг
друга;
- возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и
особенностям учащихся; мониторинг эффективности реализации программы.
Оценочные материалы
За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения
результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании
Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному
Положению о системе оценивания.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет
проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени,
предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический
план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план
оформляется в виде таблицы. (Приложение 2)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно
нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной
последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц
содержания.
- перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание;
- содержание теоретической и практической частей;
- формы контроля, соответствующие каждой теме. (Приложение 3)
Тема ________.
Теория.
Практика.
Формы контроля.
Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации
в учебно-тематическом плане, отражает современные достижения развития науки,

техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное содержание
для учащихся Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает
конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
- перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание;
- содержание теоретической и практической частей;
- формы контроля, соответствующие каждой теме.

2.3. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Календарный
организации.

учебный

график

согласуется

Количество учебных недель
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

с

календарным

учебным

графиком

36
(по УП)
(по УП)

Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения. (Приложение 4)

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные компоненты)

3.1. Методическое обеспечение программы:
- краткое описание общей методики работы в соответствии с особенностями
содержания и обучающихся; описание используемых методик и технологий; современные
педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы
обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами
организации;
- обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и
формы методических материалов по программе.
 Методы обучения (перечислить)
 Формы организации образовательной деятельности (перечислить)
 Педагогические технологии (перечислить)
 Дидактические материалы (перечислить)
Форма аттестации учащихся проводится согласно утвержденного Положения о
формах аттестации обучающихся. Документальные формы подведения итогов реализации
программы - отражают достижения каждого обучающегося, необходимы для
подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы (карты
оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений,
портфолио обучающихся, результаты участия в выставках, фестивалях, соревнованиях и
т.д.).
3.2. Условия реализации программы
(реальная и доступная совокупность условий для реализации программы –
помещения, площадки, оборудование и приборы, необходимые для реализации программы;
использование ресурсов других организаций).
Материально-техническое обеспечение
В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие
реализации программы:
 сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете,
компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном
или актовом зале, и т.п.);
 сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных,
раздевалок и т.п.);
 перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и
стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий
и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
 перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков,
спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и
т.п.);
 перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр,
видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
 перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других
инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
 перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки,
фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
 учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш,
фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

 требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для
занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
3.3. Список литературы
(современные требования к оформлению библиографических ссылок ГОСТ Р 7.0.5-2008;
литература для разных участников образовательного процесса; использование
современных источников – не старше 5 лет). Список литературы включает основную и
дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений,
контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии)
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы).
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого
произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать
требованиям к библиографическому описанию.
(пример оформления - Приложение 5)
3.4. Приложения к дополнительной общеразвивающей программе. Необязательный
раздел, в который могут быть включены: правила техники безопасности, справочные
таблицы, тесты, дидактические материалы, план методической работы педагога, план
учебно-воспитательной работы в творческом объединении, диагностические материалы,
контрольные нормативы и т. д.
4.4. Технические требования к оформлению Программы.
Шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, выравнивание – по ширине текста. Поля
2см со всех сторон, межстрочный интервал – 1. Абзацный отступ – 1,25, множитель – 1.
5. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы
5.1.Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на
педагогическом совете, утверждается приказом директора.
5.2.На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и принятии
программы на педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты
рассмотрения; гриф об утверждении программы директором со ссылкой на приказ по
учреждению (номер приказа и дата подписания приказа)

Приложение 1
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Бабушкинский Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «__»______ ____ г.,
протокол № ___

Утверждаю:
Директор МАУ ДО «Бабушкинский
ДДТ»
_______________Ю.А.Лагерева
Приказ №___ от «__» __________ г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность: техническая (художественная, техническая, социально-гуманитарная,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая)
«Название программы»

Возраст учащихся: 7 - 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
ФИО, педагог дополнительного образования

г. Бабушкин, 2022

Приложение 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения
Количество часов
№

Наименование разделов и тем

1.

Раздел 1

Всего

Теория

Практи
ка

Форма
контроля

1.1. Тема 1
1.2. Тема 2
1.3. Тема 3 и т.д.
Раздел 2

2.
2.1. Тема 1
2.2. Тема 2
Итого

2-ый год обучения
Количество часов
№

Наименование разделов и тем

1.

Раздел 1

1.1. Тема 1
1.2. Тема 2
1.3. Тема 3 и т.д.
Раздел 2

2.
2.1. Тема 1
2.2. Тема 2
Итого

Всего

Теория

Практи
ка

Форма
контроля

Приложение 3
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема ________.
Теория.
Практика.
Формы контроля.
Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации
в учебно-тематическом плане, отражает современные достижения развития науки,

техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное содержание
для учащихся Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает
конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
- перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание;
- содержание теоретической и практической частей;
- формы контроля, соответствующие каждой теме.

Пример:
1. История развития шашек.
Теория. Древность шашечной игры. История возникновения и пути распространения в
Мире. Легенды о шашках.
2. Шашечный кодекс.
Теория. Цель и смысл игры. Основные правила игры. Виды ничейных окончаний и
количество ходов: 2 и 3 фигурные окончания, 1 дамка на большой дороге против 3 дамок,
против 2 дамок и простой, против дамки и двух простых.
Практика. Решение задач по теме.
Контроль. Контрольные задания. Учебная игра.

Приложение 4.

Календарный учебный график
№

Тема. Содержание учебного материала

1

Инструктаж по ТБ. Базовая техника.
Жоглирование мячом. Тренировка БКМ
ОРУ. Настольный теннис – олимпийский вид
спорта. Основные виды ударов. Повторение.
Тренировка БКМ
ОРУ. Жонглирование мячом. Упражнения на
координацию и ловкость. Совершенствование
удара «накат» справа.

2

3

Количество План
часов
2
02.09.
2

04.09.

2

06.09.

Факт

Приложение 5.
Образец:
Используемая литература:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Ростов-на-Дону:
Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.
Литература для учащихся:
1. Толкачев А.М. Энциклопедия авиации. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.
Примеры оформления списка:
Описание нормативных актов:
Об обязательном экземпляре изданий: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002
г. № 859 // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 49. – Ст.4888.
Один автор:
Королькова Ю. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое
пособие / Ю.А. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 54 с.
Два автора:
Голованов, Д. В. Компьютерная нотная графика : учеб. пособие / Д. В. Голованов, А. В.
Кунгуров. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. – 188 с. : ил.
Четыре автора:
Организация деятельности правоохранительных органов по противодействию
экстремизму и терроризму / Е. Н. Быстряков, Е. В. Ионова, Н. Л. Потапова, А. Б.
Смушкин. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 173 с.
Описание книги под заглавием:
Педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А.
Сластенина. – М. : Юрайт, 2017. – 332 с.
Описание статьи из журнала:
Спиридонова, Н. В. Управление процессом сопровождения детей с ОВЗ в детском саду /
Н. В. Спиридонова, А. М. Тухфетуллина // Управление дошкольным образовательным
учреждением. – 2019. – № 1. – С. 84–88.
Описание статьи из энциклопедии:
Промышленность / Д.Ю. Никологорский // Новая Российская энциклопедия: в 12 т. – М.,
2003. – Т. 1: Россия. - С. 485 -490.
Описание электронного ресурса удалённого доступа:
Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернетжурн. с б-кой-депозитарием. – Режим доступа: http//www.oim.ru/
Сайты:
Музей-заповедник «Кижи» в рамках проекта «Иллюзии старого города» объявил конкурс
плакатов и постеров [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // КомАрт :
культур.
маршруты
Карелии
:
[сайт].
Режим
доступа:
http://www.komart.karelia.ru/news/?eid


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».