1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение является локальным актом МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ», регулирующим порядок разработки, утверждения и структуру дополнительной общеразвивающей программы. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с о следующими нормативноправовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». .Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Уставом МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» детей до 2030 года 1.3 Положение регламентирует порядок разработки, утверждения и структуру дополнительной общеразвивающей программы. 1.4. Дополнительная общеразвивающая программа является основным документом, в котором определяются цели, задачи, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки результатов в конкретных условиях. 1.4. Положение принимается Педагогическим советом МАОУ ДОД «Бабушкинский ДДТ», имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, Положение утверждается директором. 1.5. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (техническая, художественная, техническая, социальногуманитарная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая), реализуемой согласно лицензии на образовательную деятельность. 1.6. Содержание программ и сроки обучения определяются Образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением. 1.7. Обучающиеся могут осваивать как всю дополнительную общеобразовательную программу в целом, так и отдельные ее части (п.2 ст. 54 273-ФЗ), обучаясь по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы. 1.8. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 1.9. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей. 1.10. Педагогические работники имеют право на: творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п. 3, 5, ст. 47 273-ФЗ). 1.11. Дополнительная общеразвивающая программа хранится у педагога дополнительного образования и в методическом кабинете Учреждения. 1.12. Положение о дополнительной общеразвивающей программе согласовывается на педагогическом совете и утверждается директором Учреждения. Срок действия Положения неограничен. 2. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ 2.1.Цель Программы - обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям регионов; соответствующему уровню общего образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию); направленностям дополнительных общеразвивающих программ (туристскокраеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); быть направлено на: формирование и развитие творческих способностей детей; создание условий для развития личности учащегося; развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося; укрепление психического и физического здоровья учащегося; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 3. Классификация дополнительных общеразвивающих программ 3.1.Дополнительные общеразвивающие программы подразделяются на следующие виды: модифицированная, авторская, экспериментальная, адаптированная для детей с ОВЗ. 3.1.1.Модифицированная программа – программа, изменяемая с учетом особенностей ОУ, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся (например, в форме концерта, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и др.), но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков; коррективы вносятся в программу педагогом и не затрагивают основ традиционной структуры занятий и концептуальных аспектов образовательного процесса. 3.1.2. Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. 3.1.3. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. 3.1.4. Адаптированная программа – дополнительная общеразвивающая программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 3.2. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные. 3.2.1 Комплексные программы представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое: программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности по профессии, программы творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержании, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям. 3.2.2. Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. 3.2.3. Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы. 3.3. По уровням программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы 4.1. Основу программы, независимо от ее вида, составляют следующие разделы: Титульный лист Пояснительная записка Учебный план Содержание учебного плана Планируемые результаты Методическое обеспечение программы Список литературы Приложения 4.2. На титульном листе рекомендуется указывать: полное наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена Программа; название Программы; возраст детей; срок реализации Программы; ФИО, должность автора (ов) Программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа; год разработки Программы (приложение 1) 4.3. Структурные части программы: I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (отражает комплекс основных характеристик дополнительного образования: объем, особенности содержания, планируемые результаты) 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «_________» (далее - Программа) реализуется в соответствии с __________ направленностью образования и основывается на следующих нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». .Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» 1.2. Актуальность программы обусловлена … (потребностями и интересами учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.). Автор формулирует педагогическую проблему, которую обосновывает как значимую: поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым адресована программа, и предпосылки в решении этих задач. Необходимо дать ответ на вопрос – зачем учащимся в современных условиях нужна данная программа; дать анализ социальных проблем, в том числе регионального значения, материалов научных исследований, педагогического опыта, современных требованиях модернизации системы образования, потенциала образовательной организации, социального заказа других факторов 1.3. Отличительные особенности программы (программа принципиально новая или модифицированная; за основу взята ...; обобщен опыт …; преимущества данной программы перед аналогичными; принципы отбора и формирования содержания). Далее, используя слова «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала. Вид программы: Вид программы: Модифицированная, экспериментальная, авторская , адаптированная. 1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Возможно кратко отразить те основные идеи, на которых базируется программа, не вошедшие в указанные позиции. 1.5. Цель программы – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как определённое единство воспитания, обучения и развития, поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это триединство – воспитание, обучение и развитие учащегося, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков. 1.6. Задачи (конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы): - научить … - привить … - сформировать … - развить … - воспитать … Задачи - это результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребёнка. Можно сказать, что задачи – это те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. (задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цель. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией) Образовательные (обучающие) - сформировать определенные знания, умения, навыки, компетенции и т.п.; сформировать теоретические знания, характерные для данного вида деятельности, научить конкретным умениям в данной области - перечислить Развивающие – развивать познавательный интерес, способности и задатки ребенка, память, мышление (логическое, абстрактное, пространственное и тд), внимание, Воспитательные – направлены на освоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности (ответственность, любовь к природе, Родине, родному краю, отношению к людям, сверстникам, в учебном коллективе, доброта, умение видеть прекрасное, уважение к окружающим, и др.) 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности и их учет; принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах). 1.8. Форма обучения: (указываются формы с краткой характеристикой) Очная, очно-заочная, заочная; аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия проводятся по группам и индивидуально. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе (запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы: для достижения цели и ожидаемых результатов) 2.2. Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых результатов). 2.3. Режим занятий: ___ раз в неделю по ____ минут (часов) (необходимые количество и периодичность занятий по годам обучения для реализации системной образовательной деятельности) 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты (четко и конкретно в соответствии с целью и задачами перечислены достижимые приобретаемые знания, умения и навыки, качества личности; приоритет формирования общих способностей над специальными; личностные и метапредметные результаты; универсальные учебные действия) 3.2. Способы и формы проверки результатов - сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат обучения, воспитания и развития; использование традиционных и современных средств диагностики результативности; использование комплекса средств, подкрепляющих друг друга; - возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям учащихся; мониторинг эффективности реализации программы. Оценочные материалы За основу оценивания результатов и достижений учащихся взята методика определения результатов образовательной деятельности детей в дополнительном образовании Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Форма аттестации учащихся согласно утвержденному Положению о системе оценивания. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения; целесообразное распределение часов по темам) Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. (Приложение 2) 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. - перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание; - содержание теоретической и практической частей; - формы контроля, соответствующие каждой теме. (Приложение 3) Тема ________. Теория. Практика. Формы контроля. Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане, отражает современные достижения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное содержание для учащихся Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. - перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание; - содержание теоретической и практической частей; - формы контроля, соответствующие каждой теме. 2.3. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Календарный организации. учебный график согласуется Количество учебных недель Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) с календарным учебным графиком 36 (по УП) (по УП) Заполняется согласно утвержденной форме Учреждения. (Приложение 4) III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные компоненты) 3.1. Методическое обеспечение программы: - краткое описание общей методики работы в соответствии с особенностями содержания и обучающихся; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации; - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе. Методы обучения (перечислить) Формы организации образовательной деятельности (перечислить) Педагогические технологии (перечислить) Дидактические материалы (перечислить) Форма аттестации учащихся проводится согласно утвержденного Положения о формах аттестации обучающихся. Документальные формы подведения итогов реализации программы - отражают достижения каждого обучающегося, необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы (карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся, результаты участия в выставках, фестивалях, соревнованиях и т.д.). 3.2. Условия реализации программы (реальная и доступная совокупность условий для реализации программы – помещения, площадки, оборудование и приборы, необходимые для реализации программы; использование ресурсов других организаций). Материально-техническое обеспечение В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы: сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.). 3.3. Список литературы (современные требования к оформлению библиографических ссылок ГОСТ Р 7.0.5-2008; литература для разных участников образовательного процесса; использование современных источников – не старше 5 лет). Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. (пример оформления - Приложение 5) 3.4. Приложения к дополнительной общеразвивающей программе. Необязательный раздел, в который могут быть включены: правила техники безопасности, справочные таблицы, тесты, дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы в творческом объединении, диагностические материалы, контрольные нормативы и т. д. 4.4. Технические требования к оформлению Программы. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, выравнивание – по ширине текста. Поля 2см со всех сторон, межстрочный интервал – 1. Абзацный отступ – 1,25, множитель – 1. 5. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы 5.1.Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора. 5.2.На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и принятии программы на педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы директором со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа) Приложение 1 Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Бабушкинский Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ Утверждаю: Директор МАУ ДО «Бабушкинский ДДТ» _______________Ю.А.Лагерева Приказ №___ от «__» __________ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность: техническая (художественная, техническая, социально-гуманитарная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая) «Название программы» Возраст учащихся: 7 - 14 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: ФИО, педагог дополнительного образования г. Бабушкин, 2022 Приложение 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения; целесообразное распределение часов по темам) 1-ый год обучения Количество часов № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1 Всего Теория Практи ка Форма контроля 1.1. Тема 1 1.2. Тема 2 1.3. Тема 3 и т.д. Раздел 2 2. 2.1. Тема 1 2.2. Тема 2 Итого 2-ый год обучения Количество часов № Наименование разделов и тем 1. Раздел 1 1.1. Тема 1 1.2. Тема 2 1.3. Тема 3 и т.д. Раздел 2 2. 2.1. Тема 1 2.2. Тема 2 Итого Всего Теория Практи ка Форма контроля Приложение 3 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Тема ________. Теория. Практика. Формы контроля. Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане, отражает современные достижения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное содержание для учащихся Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. - перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание; - содержание теоретической и практической частей; - формы контроля, соответствующие каждой теме. Пример: 1. История развития шашек. Теория. Древность шашечной игры. История возникновения и пути распространения в Мире. Легенды о шашках. 2. Шашечный кодекс. Теория. Цель и смысл игры. Основные правила игры. Виды ничейных окончаний и количество ходов: 2 и 3 фигурные окончания, 1 дамка на большой дороге против 3 дамок, против 2 дамок и простой, против дамки и двух простых. Практика. Решение задач по теме. Контроль. Контрольные задания. Учебная игра. Приложение 4. Календарный учебный график № Тема. Содержание учебного материала 1 Инструктаж по ТБ. Базовая техника. Жоглирование мячом. Тренировка БКМ ОРУ. Настольный теннис – олимпийский вид спорта. Основные виды ударов. Повторение. Тренировка БКМ ОРУ. Жонглирование мячом. Упражнения на координацию и ловкость. Совершенствование удара «накат» справа. 2 3 Количество План часов 2 02.09. 2 04.09. 2 06.09. Факт Приложение 5. Образец: Используемая литература: 1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с. Литература для учащихся: 1. Толкачев А.М. Энциклопедия авиации. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с. Примеры оформления списка: Описание нормативных актов: Об обязательном экземпляре изданий: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 49. – Ст.4888. Один автор: Королькова Ю. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое пособие / Ю.А. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 54 с. Два автора: Голованов, Д. В. Компьютерная нотная графика : учеб. пособие / Д. В. Голованов, А. В. Кунгуров. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. – 188 с. : ил. Четыре автора: Организация деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму / Е. Н. Быстряков, Е. В. Ионова, Н. Л. Потапова, А. Б. Смушкин. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 173 с. Описание книги под заглавием: Педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – М. : Юрайт, 2017. – 332 с. Описание статьи из журнала: Спиридонова, Н. В. Управление процессом сопровождения детей с ОВЗ в детском саду / Н. В. Спиридонова, А. М. Тухфетуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019. – № 1. – С. 84–88. Описание статьи из энциклопедии: Промышленность / Д.Ю. Никологорский // Новая Российская энциклопедия: в 12 т. – М., 2003. – Т. 1: Россия. - С. 485 -490. Описание электронного ресурса удалённого доступа: Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернетжурн. с б-кой-депозитарием. – Режим доступа: http//www.oim.ru/ Сайты: Музей-заповедник «Кижи» в рамках проекта «Иллюзии старого города» объявил конкурс плакатов и постеров [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // КомАрт : культур. маршруты Карелии : [сайт]. Режим доступа: http://www.komart.karelia.ru/news/?eid